На поставщика надейся, а сам маркируй - Упаковочное и маркирующее оборудование

Стандарт работы со штрихкодами вынуждает владельцев супермаркетов покупать комплект маркирующего оборудования.

Наиболее распространенное оборудование для маркировки продукции - это электронные весы с печатью этикеток, принтеры штрих-кода, автоматические принтеры-аппликаторы, работающие в конвейере, и индикатор с печатью для маркировки товара на складе.


Жизненно важный механизм


Большая часть товара поступает в магазин от поставщиков с нанесенным штрих-кодом. Не маркируется только весовая продукция, которая расфасовывается непосредственно за прилавком: колбасы, сыры, овощи — фрукты, кондитерские изделия и т.п. Для того, чтобы маркировать весовой товар непосредственно за прилавком после взвешивания, в супермаркетах используются весы с печатью этикеток. Рынок предлагает большой выбор подобных весов — от самых экономичных (от 300 долларов) до более дорогих, стоящих около 2 тыс. долларов. По функционалу эти весы не имеют принципиальных различий: и те и другие выполняют две основные функции — взвешивание и печать этикетки. И те и другие способны печатать по 15 — 20 этикеток в минуту. Они отличаются по конструктивному исполнению. Например, в дешевых моделях оператору, работающему с весами, когда кончается лента с этикетками, приходится заправлять новую непосредственно в принтер, тогда как в более дорогих весах есть удобная кассетная система, которая заправляется быстрее, экономит время персонала и покупателей, не вызывая неудовольствие посетителей магазина, ожидающих своей очереди в отделе.
«У любых весов самое «слабое» место — это принтер, механические части которого со временем изнашиваются, но если их вовремя менять, то весы могут прослужить в магазине и 10 лет. Как правило, ритейлеры не ждут, когда их весовое оборудование сломается, намного быстрее оно устаревает морально. Например, в данный момент магазины сети «Пятерочка» полностью меняют весь парк весов. Видимо, старые модели корейского производителя уже не устраивают ритейлера. Им предпочли более дорогие — японские», — рассказывает Владимир ГОРШКОВ, продакт-менеджер по оборудованию компании «Сервис Плюс».

От офисного до промышленного


Необходимость в маркировке большого количества товара возникает, если в магазине есть собственное производство, например пекарня. Если товар штучный и имеет фиксированный вес (например, батон хлеба), он маркируется тиражно с помощью принтеров. С их помощью маркируется и товар с поврежденными и нечитаемыми этикетками. Особенно необходимы принтеры в региональных супермаркетах, где многие поставщики еще не научились маркировать свою продукцию. «Около 5 процентов производителей не наносят штрихкоды на свои товары. Однако если их продукция для нас интересна и она не имеет конкурентов на рынке, мы сами печатаем штрихкоды при помощи принтеров и вручную расклеиваем этикетки», - рассказывает Наталья МИШЛАНОВА, директор гипермакета «СемьЯ».

Печать: на день или на годы


В розничной торговле применяются два способа печати этикеток: термический и термотрансферный. При первом способе печати применяется бумага, чувствительная к нагреву. Термопечать - самая экономичная, поскольку расходуются дешевые материалы, не нужна красящая лента. Однако этикетки, напечатанные таким способом, чувствительны к нагреву, солнечным лучам, становятся нечитаемы при долгом хранении товара (например, консервов). Но они идеально подходят для продуктов с небольшим сроком реализации.
При втором способе печати используется красящая лента и другой тип бумаги — расходные материалы, которые обходятся магазину несколько дороже. Однако благодаря ему обеспечивается более устойчивое изображение, этикетки не теряют яркости, поэтому их можно использовать для товаров с длительным сроком хранения — например, при помощи термотрансферной печати маркируются книги в магазине «Молодая гвардия». Раньше в этом магазине товар маркировался при помощи термопечати, но так как книги раскупаются в течение длительного периода времени, то руководство решило использовать более надежный способ печати. Что касается самих принтеров, то термоголовка «живет» больше при термотрансферной печати.
Все принтеры позволяют изменять размер печатаемой этикетки. Обычно ее ширина составляет - 58 -104 мм. При выборе лучше остановиться на модели, которая печатает на ленте максимальной ширины, так как в будущем может появиться потребность в этикетках большего размера.
Работа со штрихкодовым принтером строится таким образом. Принтер устанавливается в подсобном помещении, отпечатывает необходимый тираж этикеток, который автоматически сматывается в рулон, затем оператор вручную маркирует товар. Некоторые магазины приобретают аппликатор — устройство, выполненное в виде этикет-пистолета, с помощью которого этикетки отделяются от клеящей подосновы и наносятся на продукцию.
Среди торговых предприятий наиболее популярны принтеры иностранных производителей: CAB (Германия), Citizen, DIGI, Toshiba-TEC (Япония), Datamax, Intermec, Zebra (США), Godex (Тайвань).


Маркировка автоматом


Маркировка на складе


К сожалению, многие поставщики так и не научились единообразно маркировать товар, поэтому при поступлении в магазин на  него  необходимо  наносить  новый штрихкод. Крупные торговцы пытаются диктовать поставщикам условия по содержанию и расположению этикетки на коробках с товаром. Однако небольшим торговым предприятиям зачастую приходится мириться с тем, как маркируется тара с товаром, и самим находить выход из сложившейся ситуации. Для того, чтобы маркировать продукцию непосредственно на складе, магазину необходим весовой индикатор с печатью. Товар, привозимый поставщком (в случае отсутствия на нем стандартного штрихкода), взвешивается на платформе весов и маркируется. Весы выпускаются разной грузоподъемности — до 30 тонн. Например в «Маркткауфе» используется весовой индикатор для маркировки товара весом до трех тонн.
Весовые индикаторы, как правило, имеют достаточно вместимую внутреннюю базу данных и могут запоминать до нескольких десятков параметров того или иного товара (ингредиенты, срок годности и хранения и т.п.). Сам индикатор во избежание возможных механических повреждений находится отдельно от весовой платформы. Такая конструкция позволяет разместить оборудование в удобном для работы оператора месте.
Электронные весы с печатью этикетокТехнология маркировки товара развивается достаточно быстро, и оборудование, которое успешно используется для печати штрихкодов в современных супермаркетах, через несколько лет может морально устареть. С расширением применения RFID-технологий в розничной торговле появится необходимость в новых принтерах, способных маркировать товар новыми RFID-метками. Например, компания Wall-Mart уже обязала своих поставщиков снабжать складские упаковки с товаром RFID-этикетками, содержащими информацию о продукции. А пока новая технология в Россию не пришла, компании, специализирующиеся на продаже маркирующего оборудования, активно рекламируют весы и принтеры с дополнительными возможностями. Например, весы с печатью этикеток, оснащаются дополнительной рекламной функцией. Пока товар взвешивается и маркируется, покупателю транслируется бегущая строка рекламного содержания, а в самых современных моделях транслируется рекламный ролик.



Издание: Новости торговли. Торговое оборудование. 09/2004
Ольга Крыкова



10:49
3291
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X