Игорь Шатров, политолог: «Провоцируя при попустительстве Церкви грех нарушения поста, мы дискредитир

Мы не приучим современное урбанизированное общество встречать Новый год постным столом! Надо это признать! Так, может, не будем провоцировать грех нарушения поста?
C Рождеством Христовым, православные христиане! Надеюсь, вы отпраздновали этот великий христианский праздник по всем канонам православной Церкви, а на вашем столе в Рождественский Сочельник было традиционное для данного дня у православных кушание – сочиво. Если да, то вам повезло или вы просто подготовились к Рождеству заранее. И вообще: вы знали, где в Москве можно приобрести необходимые для приготовления рождественской кутьи (так еще называют сочиво) ингредиенты, в частности, пшеницу и мак. У меня тоже все получилось, только пшеницу пришлось заменить рисом, что, вроде бы, не возбраняется. Любопытно (точнее, совсем не любопытно, а возмутительно!), что приобретал я эти продукты не в лавке при церкви, а носился в поисках мака и пшеницы по всей Москве. В лавке при моей приходской церкви, которую, кстати, окормляет один очень влиятельный в православном мире священник, на меня смотрели удивленными глазами. Какие обряды, какое сочиво? Там продаются продукты с монастырских подворий, какие-то продукты для здорового питания, а о маке там и не слышали. Видимо, не выращивают мак наши монахи. Вместо пшеницы мне подсунули один из многочисленных из продающихся там полезных для здоровья продуктов под названием «Талкан». При ближайшем рассмотрении он оказался… зерновым ячменным напитком с ванилью и корицей. Чашка бодрости на весь день, гласила надпись на упаковке зерновой смеси. Из нее мне и предложили приготовить сочиво (рецепт сочива см. ниже). Конечно, я не против того, что недалеко от моего дома есть магазинчик, где можно приобрести экологически чистые и прочие полезные продукты. Только, может, все же вынесем эту лавку из-за ограды храма, не будем называть ее церковной, а назовем какой-нибудь экологической.

После празднования Курбан Байрама СМИ пестрили возмущенными рассказами о том, как предприимчивые московские мусульмане ради соблюдения традиции полулегально обеспечивали своих братьев по вере баранами для жертвоприношения. После «приключений», на которые я себя обрек ради приготовления сочива, я несколько по-иному взглянул на происходящее. Любой мусульманин скажет, где в Москве можно купить конину. Конечно, в магазинах при мечетях! В католических храмах вам всегда объяснят, что, как и где надо сделать, чтобы соблюсти католическую традицию. И это хорошо. Но почему в Москве сплошь и рядом мы можем наблюдать отделы, в которых можно приобрести кошерные продукты, а приготовление элементарного православного сочива превращается в подвиг? Что по этому поводу думают Православная Церковь и любезное государство, возвращающее РПЦ православные храмы и всячески на словах поддерживающее православие как основную религию нашего народа?

Лично я считаю происходящее национальным лицемерием! Особенно это проявляется в дни Рождественского поста. Он только что закончился, но знали ли неверующие граждане о том, что он был? В 2011 году Пасха придется на 24 апреля. Значит, 7 марта начнется Великий пост. И тогда телеэкраны захлестнет реклама постных продуктов, а в ресторанах появятся постные меню! Почему такого нет под Рождество? Потому что нам не хочется портить своим гражданам Новый год? Зачем мы тогда сделали Рождество государственным праздником: «Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали…»? Может, поэтому ислам семимильными шагами идет по планете? Я не против мусульман. Напротив: в их стремлении соблюдать традиции я отныне только на их стороне! Но я православный, поэтому меня не устраивает такое избирательное отношение к моим православным традициям. Меня лично не устраивает. Как верующего и гражданина государства, глава которого в православные праздники приходит в православный храм, государства, где, повторюсь, православное Рождество является государственным праздником. Не Курбан Байрам, не Рождество католическое и не Пейсах, а православное Рождество, которое так неудобно пристроилось вслед за Новым годом. Государство при странном молчании Церкви всей этой распутной подготовкой к Новому Году словно подталкивает меня, православного христианина, к греху, к нарушению поста. Может, тогда договоримся и перенесем праздник на 25 декабря? Такое решение, конечно, может принять только сама Православная Церковь. Но, похоже, при сохранении текущей ситуации, при сохранении такого непоследовательного подхода к православной традиции мы окончательно дискредитируем саму православную идею.

Церковь исторически включала языческие праздники и гражданские традиции в свой календарь, тем самым не разрушая, а наполняя новым смыслом безбожные торжества. Дату того же Рождества 25 декабря тоже ведь не случайно выбрали (см. справку ниже). И Православная Церковь не оспаривает эту дату. Просто календарь у нескольких православных церквей другой – юлианский, а не григорианский, по которому живет нецерковный мир. Действительно, ошибку допускают журналисты, когда говорят, что православные всего мира празднуют Рождество 7 января. Такого календаря придерживаются только Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Православные Церкви, монахи греческого Афона, а также последователи ряда других небольших ветвей христианской конфессии. И все! Православные других стран отмечают Рождество вместе с католиками. И успешно вслед за этим в Святки встречают Новый год и предаются чревоугодию! Господа, мы не приучим современное урбанизированное общество встречать Новый год постным столом! Надо это признать! Так, может, не будем провоцировать грех нарушения поста?

Католическая церковь в этом смысле продвинулась дальше, и праздник Рождества в католическом мире является гораздо более значительным праздником, чем Новый год. Это, кстати, замечательно сказывается на предновогодних (пардон, предрождественских) продажах, только увеличивая доходы от них. Скажете, что как-то не по-христиански превращать в бизнес святые праздники? А перед Пасхой – по-христиански? Современный мир живет по иным законам, чем в годы раннего христианства. Церковь, конечно, не должна идти на поводу, напротив, она призвана сеять разумное, доброе, вечное. Но, полагаю, что кока-кольный рождественский Санта-Клаус ничуть не дискредитирует христианскую идею. Это закон миссионерства – разговаривать на том языке, на котором тебя точно поймут и услышат. Научить своему языку - задача уже для следующего этапа христианского просвещения. Поэтому вначале просто обеспечьте меня ингредиентами для приготовления сочива, а потом уже объясняйте мне смысл этого действа.

В годы послеперестроечной смуты Церковь взяла на себя серьезную государственную миссию. Государственная идеология до сих пор, и через 20 лет после перестройки, находится в зачаточном состоянии. Церковь предложила народу христианские ценности, которые по большому счету и есть основные ценности любого государства. Народ откликнулся на этот порыв. Число прихожан в храмах росло в геометрической прогрессии. Теперь надо найти соответствующий язык для того, чтобы описать все это в законах и гражданских нормах поведения. Это непросто, но со временем должно случиться! Если мы будем и дальше так издеваться над Рождеством, может и не произойти! И прихожане, видя такое отношение к традициям, сравнивая его с соответствующими правилами, принятыми в других конфессиях, уйдут из храмов. Особенно в Москве, где возможностей для такого сравнения предостаточно. И где, как выясняется, у православных отсутствует возможность для соблюдения их тихих, скромных, не кровожадных (как жертвоприношение барана) православных традиций. Где невозможно в Сочельник приготовить сочиво.

Кстати, 18 января, в Крещенский Сочельник, сочиво опять должно быть на столах православных. Изменится ли ситуация за несколько оставшихся до Крещения дней? Или мы ограничим свои православные порывы соблюдением другой крещенской традиции – купанием в проруби? «Здесь играем, здесь не играем, здесь рыбу заворачивали…»?


Рождество. История вопроса

Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря)? Ведь ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Иисус Христос родился именно в этот день.
Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. Римский император Константин принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существовавшими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники. Один из главных праздников тогдашние солнцепоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Как известно, в 1582 году папой римским Григорием XIII был введен новый, григорианский календарь. Различие между новым и старым, юлианским стилем каждые 100 лет увеличивается на 1 день и в настоящее время составляет 13 суток. В то время как в Европе появился новый григорианский календарь, в России продолжали пользоваться юлианским. В 1918 году григорианский календарь был введен и в Советском Союзе, но церковь такого решения не приняла.

В 1923 году по инициативе Константинопольского Патриарха состоялось совещание Православных Церквей, на котором было принято решение об исправлении юлианского календаря. Тогда появился новоюлианский календарь. Русская Православная Церковь, как известно, в силу объективных исторических обстоятельств не смогла принять участия в этом совещании. В то же время, узнав о встрече в Константинополе, Патриарх Тихон издал постановление о переходе на новоюлианский календарь. Это решение вызвало протесты в церковном народе, и постановление вскоре было отменено.

В настоящее время большинство - более 10 Поместных Православных Церквей мира празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря. При этом они пользуются не григорианским, а новоюлианским календарем, который пока совпадает с григорианским. Расхождение между григорианским и новоюлианским календарями в один день накопится к 2800 году. Любопытно, что расхождение юлианского календаря с астрономическим годом в один день накапливается за 128 лет, григорианского – за 3333 года, а новоюлианского – за 40000 лет.

Рецепт приготовления сочива

1 стакан зерен пшеницы
100 г мака
100 г ядер грецких орехов
1-3 столовые ложки меда, сахар по вкусу

Зерна пшеницы расталкивают в деревянной ступе, подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. Дальше варят обычную рассыпчатую постную кашу на воде. Параллельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. В конце добавляются толченые ядра грецких орехов.

При отсутствии пшеницы: рис заливают кипятком и варят три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще двенадцать минут нужно не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Можно добавить в него изюм, курагу, чернослив и т.д.

О «Ливадийском клубе»

Центр изучения коммуникационных технологий и интеграционных процессов на постсоветском пространстве и в странах Евросоюза «Ливадийский клуб» был основан в 2006 году по инициативе группы российских и зарубежных экспертов. Клуб является полноценной международной экспертной сетью, которая аккумулирует знания, технологии и связи и мобилизует их под конкретные проекты. Сегодня «Ливадийский клуб» - это независимая экспертно-аналитическая организация, занимающаяся оценкой и прогнозированием развития политических, социально-экономических, культурных процессов на региональном и геополитическом уровнях. Клуб открыт для новых локальных и глобальных инициатив и готов предложить свои интеллектуальные ресурсы для их поддержки.

Философия клуба как общности людей, разделяющих близкие интересы, отрицает понятие «клиент». Персоны и компании, с которыми сотрудничает Клуб, становятся его партнерами, а это значит, что мы разделяем их ценности и верим в проекты, над которыми работаем. В этой связи приоритетными для нас являются инициативы, направленные на повышение качества государственного управления, развитие институтов гражданского общества и поддержку межрегионального и международного взаимодействия на всех уровнях. Мы открыты для сотрудничества с бизнесом, который понимает социальный эффект, который влечет его активность, и руководствуется высокими моральными стандартами при ее осуществлении.

Точки взаимодействия:
- связи с общественностью (PR),
- связи с государственными органами (GR и лоббизм),
- аналитика и экспертиза,
- организация мероприятий,
- поддержка международного сотрудничества,
- тренинги.


Президент Международной неправительственной организации «Ливадийский клуб»: Шатров Игорь Владимирович (Россия, г. Москва)

Вопросы и заявки на комментарии и интервью: post@livadiaclub.ru
www.livadiaclub.ru

Источник:
http://www.nirsi.ru
23:16
1077
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X