Иностранные FMCG-компании уступают российским в зарплатах, но нарождающейся конкуренции не боятся

По данным исследования кадровой компании Юнити, зарубежные производители, работающие на рынке FMCG в России, впервые ощутили конкуренцию с местным бизнесом в борьбе за перспективных сотрудников.
По данным исследования кадровой компании Юнити, зарубежные производители, работающие на рынке FMCG в России, впервые ощутили конкуренцию с местным бизнесом в борьбе за перспективных сотрудников. Почти 27 % опрошенных руководителей иностранных компаний отмечают, что теперь им так или иначе приходится считаться с предложениями российских коллег . Два года назад отечественное пищевое производство уже росло, но слабо – компании только начинали осваивать импортозамещение. По словам экспертов Юнити, сегодня российский FMCG-бизнес крепко стоит на ногах и готов переманивать сотрудников с зарубежным опытом, предлагая более высокую заработную плату. Именно по этому параметру чаще всего и проигрывают иностранные работодатели.
Зарубежный опыт – в приоритете
По данным Юнити, среди отечественных компаний всё очевиднее спрос на специалистов с зарубежным опытом. Это связано с желанием российских производителей выпускать товар, соответствующий по качеству иностранному, но более доступный – за счёт экономии на отечественном сырье и логистике. Заметнее всего конкуренция между российскими и зарубежными FMCG-компаниями в food-сегменте со сложным производством и ограниченным сроком годности продукции.
Востребованы узкопрофильные производственные специалисты (в частности, технологи, как и прогнозировали в Юнити год назад), от которых зависит качество выпускаемых товаров, себестоимость, продуктовые новинки и инновации. Также компании ищут sales-менеджеров и руководителей проектов по строительству новых производств, агропромышленных и сельхозобъектов. «Например, в этом году крупнейший российский холдинг искал руководителя проекта строительства мясоперерабатывающего завода полного цикла производительностью более 300 тонн в сутки с собственными свинофермами, курятниками, убойными цехами, растениеводством и переработкой. Предлагалась зарплата 300–400 тысяч рублей плюс KPI», – рассказывает Руслан Карпов, эксперт по подбору персонала в направлении FMCG кадровой компании Юнити.
Поиск специалистов стал в два раза сложнее
Одно из следствий появившейся конкуренции – увеличение срока закрытия вакансий, об этом заявили 40 % иностранных компаний, участвовавших в опросе Юнити. «Поиск узкопрофильных профессионалов занимает почти в два раза больше времени, чем пару лет назад. Более того, иностранные производители столкнулись с тем, что молодые специалисты, пришедшие к ним без опыта и выросшие у них как профессионалы, получив опыт, уходят на более высокооплачиваемые позиции в российские организации», – добавляет Руслан Карпов.
Участники опроса Юнити связывают это с тем, что крупные отечественные производители FMCG активно развиваются, и потому их предложения на кадровом рынке сегодня более конкурентоспособны, нежели три года назад. Пытаясь привлечь необходимых специалистов, российские компании легко идут на увеличение денежного вознаграждения. Например, отдельные руководители могут претендовать на заработок до 500 тысяч рублей, главным агрономам предлагают от 80 до 120 тысяч рублей, технологам – до 150 тысяч. При этом иностранцы не готовы на аналогичный шаг, так как пока не считают конкуренцию критичной. Зарплата в зарубежных FMCG-компаниях (особенно на редких производственных позициях, таких как технологи, R & D и так далее), по данным Юнити, в целом ниже, чем в российских.
Вакансия/специальность Зарплата в иностранных компаниях Зарплата в российских компаниях
Технолог (опыт более пяти лет, опыт создания новых продуктов) 80–100 тыс. руб. 80–150 тыс. руб.
Руководитель сетевого отдела продаж (фиксированная, без бонусов) 120–200 тыс. руб. 120–250 тыс. руб.

Интересно, что отечественные работодатели неохотно берут иностранцев – гораздо ценнее местные специалисты с зарубежным опытом, которые разбираются в западных технологиях, хорошо знают Россию и понимают, как адаптировать к нашей стране европейскую модель, а наши товары – к европейскому рынку.
Российские производители укрупняются и приглядываются к зарубежным рынкам
В Юнити такой расклад объясняют несколькими тенденциями, характерными для российских FMCG-компаний.
Во-первых, FMCG-бизнес переходит к стратегии укрупнения: выгоднее иметь разветвлённую сеть производств по всей России, нежели решать вопросы с логистикой через всю страну. По словам Руслана Карпова, это и привело к спросу на руководителей проектов по строительству новых производств, агропромышленных и сельскохозяйственных объектов и директоров производств. Так, в текущем году было объявлено о 25 крупных агропроектах общей стоимостью почти 470 миллиардов рублей и ещё о двадцати с более скромными вложениями — от одного до трёх миллиардов рублей каждый. Причём в большинстве своём речь идёт не о новых объектах, а о расширении уже действующих производств. Например, агрохолдинг «Мираторг» приступил к реализации проекта по откорму молочного скота и производству розовой телятины. Один из крупнейших в стране ритейлеров — «Магнит» – до конца 2020 года планирует вложить до 80 миллиардов рублей в выращивание овощей, развитие садов, выпуск детского питания, колбасных изделий и прочей продукции переработки. Такая активность в сфере FMCG-производства естественным образом рождает потребность в квалифицированных опытных кадрах.
Во-вторых, уходят в прошлое посредники – теперь производители предпочитают самостоятельно налаживать контакты с торговыми сетями. «В связи с этим в 2017 году требовались Key-аккаунт менеджеры, менеджеры по работе с ключевыми клиентами, руководители сетевых отделов», – рассказал Руслан Карпов.
В-третьих, российские пищевые производители стремятся на международный рынок. Несырьевой экспорт сегодня поддерживает правительство РФ. По словам вице-премьера Игоря Шувалова, экспорт продуктов питания, в частности свежего и термически обработанного мяса, входит в число приоритетных направлений. Но российские производители хорошо понимают, что только поддержки государства мало – сама продукция должна соответствовать и запросу зарубежных потребителей, и международным стандартам качества. Специалисты с иностранным опытом в такой ситуации просто необходимы.
В-четвёртых, сказалось стремление российских компаний к автоматизации и удешевлению производства. С одной стороны, крупные отечественные холдинги поглощают мелкие фермы в регионах (как правило, с устаревшей организацией процессов и отсталыми технологиями) и ставят их на современные рельсы. С другой стороны, многие компании берутся за модернизацию даже развитого производства, внедряя новые методики и оборудование. Всё это требует грамотных специалистов, уже знакомых с необходимыми инновациями.
До массовых перебежек пока далеко
Сильные стороны российских компаний – деньги, а в отдельных случаях – и амбициозные задачи, например, возможность сделать из посредственного регионального предприятия современное высокотехнологичное производство, работающее по международным стандартам. Однако есть и слабые стороны, которые удерживают многих специалистов от смены работодателя – это отсутствие структурированности и зачастую консервативный подход к делу. В частности, некоторые собственники не понимают, зачем внедрять НАССР (анализ рисков) и международные системы менеджмента качества, зачем менять оборудование и так далее. Влияет и нестабильность, так как большинство компаний (за исключением самых крупных российских игроков на рынке FMCG) – это инвестиции частных лиц, которые могут в любой момент вывести оборотные средства и закрыть предприятие.
Именно поэтому пока массового оттока русских специалистов из иностранных компаний нет. «Работать в международных FMCG-холдингах по-прежнему престижнее, – отмечает Руслан Карпов. – Кроме того, они выигрывают в нематериальных способах мотивации – обучение, стажировки, дружелюбная атмосфера и гибкий график остаются важными для соискателя факторами даже на фоне более высокой зарплаты в компаниях-конкурентах. В 2018 году российские производители продолжат переход на современное оборудование, внедрение международных технологий и международных стандартов, как следствие, их интерес к специалистам из иностранных холдингов останется. Но это длительный процесс, требующий приличных инвестиций, поэтому тенденция сохранится, но в меньшей динамике».

Источник:
https://ZaShtatom.ru
15:09
283
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X