»Регистрация

Отдых, туризм

Путь серебра

Категория: Отдых, туризм
Скажу честно: я всегда отличался сребролюбием. В смысле, к серебру испытываю более тёплые чувства, чем к золоту. «Жёлтый дьявол» он какой-то пошло-буржуазный, кичливый. А вот в серебряных изделиях есть какое-то скрытое благородство что ли.

И вот недавно мне предложили поучаствовать в пресс-туре на ювелирный завод. Причём не на один, а сразу на три, входящих в питерский «Серебряный клуб». Выбора у меня не было: ни горящего огня, ни текущей воды рядом не оказалось, так что возможность посмотреть как люди работают я не мог упустить. К тому же, интересно ведь проследить цепочку замысел-воплощение, в такой не слишком публичной сфере как ювелирка! Как творческая искра, помноженная на технологию, рождает красоту.

Причём красоту можно найти там не только в конечном изделии. Вот, например: славная ёлочка? По-моему да. Хотя это и не ёлочка вовсе, а лишь полуфабрикат.

На одной из тихих улочек Новой деревни – бывшего дачного посёлка, а теперь промзоны, стоит не чем ни примечательное с виду здание сталинских времён. Это КБ «Биофизприбор», где в своё время разрабатывали скафандры для космонавтов (в том числе и четвероногих – Белки и Стрелки). Бюро продолжает работать, хотя экономические реалии заставили руководство более рационально использовать площади. В числе арендаторов – ювелирные фирмы «Циркон С» и «Вега». По-моему, наука и искусство – это достойный симбиоз, не правда ли?

«Вега» и «Циркон» – фирмы-родственники: они принадлежат мужу и жене. При частично общем хозяйстве в сфере производства и распространения, обе фирмы сохраняют автономию. И это правильный подход: две сильные личности в одной упряжке непременно бы заспорили – что лучше, да как правильно. А так – только больше реализованных идей, разнообразие ассортимента и здоровая творческая конкуренция.

Вот дизайнер «Циркона» делает мастер-модель будущего изделия. В зависимости от сложности комплекта (в него могут входить кольцо, брошка, серьги, браслет, кулон, колье в различных комбинациях) работа занимает от 1 до 3 месяцев.

Труд кропотливый и ответственный: срежешь лишнее, так уже не нарастишь – начинай по-новой. Я думал, что для модели берётся металл подешевле, но нет – сразу в серебре. С ним и работать удобнее и наглядно видно, что должно получиться в итоге.

Разумеется, новые технологии уже вовсю стучатся в дверь. И если 3D-принтеры ещё не достигли точности детализации, нужной в ювелирном деле, то вот станки с ЧПУ вполне могут взять на себя задачи перевода цифровой модели в полимерную.

Другое дело, что «цифровизацией» здесь стараются не злоупотреблять. Суть в том, что мастер-модель изготовленная на компьютере слишком уж идеальная. Вручную невозможно добиться точной симметрии и одинакового радиуса кривизны всех окружностей. И это как раз хорошо, иначе наш глаз будет чувствовать какую-то неестественность.
Попробуйте в Фотошопе отрезать на своём портрете левую половину лица и приставить к ней отзеркаленную правую! Получитесь не вы, а какой-то киборг – именно потому, что половинки человеческого лица не полностью идентичны.

В «Веге» дизайнеры работают немного по другой технологии. Они изначально готовят мастер-модель из воска, потом делают её отливку в металле, которую потом дорабатывают. Говорят, что от этого тоже окончательное изделие становится более «живое».

Откуда берутся новые идеи? Здешний народ ими богат. Идея может внезапно осенить директора и тогда он (или она) спешит донести её до художника. А может родиться и в дизайн-отделе, и тогда наоборот – художник предлагает свою идею руководству. Но это всегда совместный творческий процесс, обсуждение, взаимодополнение. Нередко модельщик в процессе работы начинает импровизировать, замысел меняется и уводит далеко от изначального плана.

При этом изготовитель модели должен понимать, что он не «вольный художник», делающий шедевр в единичном экземпляре, а первое звено в производственной цепочке. И формовщику, и литейщику, и закрепщику камней должно быть удобно работать с этим изделием. Дизайн – это не только красота, но и технологичность.

Посещая специализированные выставки, знакомясь с произведениями коллег, ювелир также может придумать что-то интересное и новое. Особенно важно в этом смысле следить за зарубежными тенденциями. Только так можно понять «откуда дует ветер» в современном ювелирном дизайне.
Увы, «ветер» задаём не мы. И дело здесь не в отсутствии своих талантов. Просто у нас издавна повелось рассматривать Запад как источник всего самого прогрессивного и модного. Потребители вожделенно листают каталоги Тиффани и Картье и с придыханием шепчут: «Мы хотим так же!» Отсутствие собственного мнения и вкуса восполняет конформизм. Вот и приходится идти в русле.
Однако при этом вовсе не значит, что у «Веги» и «Циркона» нет собственного лица. Их стиль узнаваем и не похож на других производителей. Да и друг от друга они тоже весьма отличаются.

Как можно понять, что твой дизайн хорош? Если у тебя его начинают воровать. Да-да, в ювелирной среде тоже есть пиратство. За 25 лет существования «Веги» и «Циркона» было несколько таких случаев.

Самая забавная история произошла с популярным комплектом «Каберне». Одна московская фирма решила повторить успех «Веги», но при этом сэкономить на самом дорогостоящем и рискованном этапе. Купив экземпляр изделия, которое, как им казалось, имеет гарантированный спрос, они вынули камни, сняли форму и начали выпускать комплекты под своим названием. Только один нюанс: они решили сделать побогаче – из золота. И что же? Они не смогли продать ни одного.

Ведь когда мастер разрабатывает новое изделие, он продумывает и учитывает всё в комплексе - и материал, и тип камня, и его оптимальный крепёж. Произвольно меняя что-то, пират попадает в стилистическую ловушку и вместо гармонии получается карикатура. Не говоря уже о том, что размеры и формы нового изделия при таком копировании тоже слега «плывут».

Однако двинемся дальше по технологической цепочке.
В форму, которая снята с мастер-модели, заливается расплавленный воск, который образует точную копию авторского оригинала, но уже вот такого весёленького цвета, вызывающие ассоциации с больничными бахилами.

Остывшую заготовку вручную доводят до идеала, если воск лег не ровно – надо почистить и подработать, чтобы не было потёков. Таких восковок на каждое изделие делают много – по числу планируемых к выпуску изделий. Дело в том, что эта форма одноразовая – на следующем этапе восковая куколка исчезнет, превратившись в гипсовую бабочку. Но об этом позже.

Пока надо собрать восковки в группы и припаять их к единому стволу. Не возиться же с каждой штукой отдельно? На стволе их должно быть максимальное количество, но, в то же время нельзя крепить слишком вплотную, а то при отливке неизбежен брак.

Вот так и получаются «ёлочки». Пока ещё восковые. Чего только на них нет – начиная от крошечных застёжек, до массивных браслетов.

Затем весь этот ельник плавно перемещается в литейный цех. Здесь каждое деревце помещается в индивидуальный цилиндрический контейнер – опоку …заливается гипсо-цементной массой. И в печку!
Там воск расплавляется и стекает на дно опоки. В результате получается гипсовая болванка с пустотой внутри, повторяющей сгоревшую ёлочку. Вот и готова гипсовая форма, остался последний этап – заполнить эту полость серебром.

Для каждой опоки заранее готовится нужное количество металла в зависимости от общего объёма предметов. Это не чистое серебро, а с легирующими добавками. Немного меди, чуть-чуть цинка, никель, бор и др. Это даёт блеск и оптимальную пластичность. Ведь чистое серебро – металл мягкий: замки изделий могут гнуться.
И снова – испытание огнём!

Но вот уже после печи остывший гипс сколот, отливка промыта под струёй воды и вот серебряная ёлочка у нас в руках. А дальше вся это красота пускается под нож.
Последние этапы – галтовка и финишная полировка. Первый процесс заключается в следующем: колечки-серёжки засыпаются в центрифуги с абразивом, и там крутятся – сначала в крупной фракции, потом в мелкой. (На фото – крупная). Это позволяет ошлифовать не только наружные поверхности, но и забраться в самые мелкие полости.

Да, вот так повсюду: вёдра, тазы, ящики, а в них серебро-серебро-серебро!

А про то, как подбираются и обрабатываются ювелирные камни, какие они офигенно красивые, а также про украшения из эмали, об этом будет отдельный разговор.
#серебро, #ленинградскоесеребро, #proserebro, #настоящеесеребро
Источник: https://diabaz.livejournal.com/66389.html

Автор: obeer. Просмотров: 192



Читаемое
В Иваново прошел V Всероссийский форум легкой промышлен ...
Представительство «Аксиома развития» в социальной сети
Итоги пресс-конференции 100+ Forum Russia
Строй- Дизайн-Форум 2018. Технологии ведения авторского ...
«Балтийский лизинг» продлевает льготную программу приоб ...
Закабинные спальники: чей лучше?
АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» успешно прошла проверку Федеральн ...
Дебетовые карты ОТП Банка становятся еще выгоднее!
ФОРС помог ГС1 РУС освоить Oracle Cloud
Компания «Этажи» - 5 лет в Красноярске
«Московская Строительная Компания» подвела итоги XI «Яр ...
Способы борьбы с коккомикозом косточковых культур
Представители команды «Молодежки ОНФ» в Коми рассказали ...
Завод «Итеко Кран» результативно дебютировал на выставк ...
ОНФ разработал «дорожную карту» для контроля реализации ...
Новинка! Двери купе из крашеного МДФ теперь можно заказ ...
Студенты АлтГУ победили в конкурсе молодых дизайнеров в ...
Грузовой автосервис Волохова – ремонт грузовиков и приц ...
Оптимизация всех рабочих процессов для диспетчера посре ...
12.07.2017 / Специалисты Территориального фонда ОМС Сан ...