Экономика совместного потребления в России 2018

ТИАР-Центр и Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) оценили объем экономики совместного потребления (sharing economy, шеринг) в России. Результаты совместного исследования «Экономика совместного потребления в России 2018: модели, отрасли, тренды» были представлены на форуме Russian Internet Week 21 ноября.
Цифровизация экономики влечет кардинальные изменения в потребительское поведение жителей развитых и развивающихся стран. Россия не является исключением.

Укрепление горизонтальных связей в обществе позволяет людям оптимизировать потребительские расходы и существенно повысить качество жизни, используя принципы совместного потребления. Благодаря онлайн-сервисам потребителям нет необходимости приобретать товар для получения доступа к нему. Доступность товаров и услуг увеличивается и в отношении стоимости, и в отношении скорости их предоставления.

Такой подход органично вписывается в образ жизни миллениалов, или поколения Y (родившихся в 1980-е –1990-е), и последующего поколения Z, для которых получение впечатлений, мобильность и возможность выразить свою индивидуальность важнее статусного потребления.

Влияние модели совместного потребления не ограничивается цифровизацией ряда отраслей, оно системно и многоаспектно. Развитие экономики совместного потребления (ЭСП, шеринг-экономики) в РФ вносит вклад в решение как минимум половины задач, зафиксированных в «майском указе» Президента России (см. схему ниже).
При этом ЭСП не просто улучшает показатели, а трансформирует экономические отношения, причем в самых разных сферах: городская среда, городской общественный транспорт, междугородние перевозки, туризм, аренда коммерческой недвижимости и оборудования. Развитие подобных направлений, несущих системные изменения и влияющих на развитие страны в целом, является критически важным для экономического роста страны, поскольку именно они обеспечивают так называемый Парето-эффект: 20% усилий, которые дают 80% результата.

В Китае, одном из мировых лидеров ЭСП, в перспективе до 2020 г. распространение шеринг-модели будет обеспечивать рост ВВП на уровне 1,5-2% в год и породит 5-10 новых интернет-гигантов. Динамика развития шеринг-сервисов в России свидетельствует, что у нашей страны есть все шансы стать важной частью мирового перехода к шеринг-экономике.

Антон Губницын
Руководитель Кластера «РАЭК / Sharing Economy»

«Влияние шеринга выходит за рамки цифровизации отдельных отраслей. ЭСП способствует развитию самозанятости: сегодня около 2,5 млн человек подрабатывают как фрилансеры, получая заказы через онлайн-платформы. Это также способ снижения нагрузки на экологию. По нашим оценкам, развитие шеринга велосипедов и самокатов в Москве сократит объем выбросов CO в 2018 г. примерно на 40 тонн».
В ходе исследования мы проанализировали ряд ключевых отраслей шеринга: транспорт – поминутная аренда автомобилей (каршеринг) и сообщества автопопутчиков (карпулинг); краткосрочная аренда помещений – жилых и офисных; совместное финансирование проектов (краудфандинг); продажа товаров в сфере С2С (consumer-to-consumer, т.е. сделки между физическими лицами); аренда вещей по модели P2P (peer-to-peer, т.е. «равный равному»); онлайн-биржи самозанятых исполнителей (фриланс).

В 2018 г. объем транзакций на основных платформах ЭСП в России составит около 511 млрд рублей. В сравнении с 2017 г. объем транзакций вырастет примерно на 30%.
Основной вклад в объем и рост ЭСП вносят С2С продажи (72% от объема транзакций в 2018г.), услуги частных лиц-фрилансеров (19%), транспорт (каршеринг и карпулинг – каждый приблизительно по 2,5%) и краткосрочная Р2Р аренда жилых помещений (2%).

Специфика совместного потребления в России
Россия характеризуется высокой концентрацией населения и потребительского спроса в нескольких крупнейших городах-миллионниках. Это находит отражение в развитии шеринг-сервисов, многие из которых получили бурное развитие преимущественно в Москве и нескольких крупнейших городах (пример: развитие каршеринга, офисшеринга, краткосрочного найма жилья онлайн).

Россия также характеризуется высоким уровнем проникновения интернета. По данным Mediascope и GfK, пользователями интернета сегодня являются порядка 90 млн россиян, причем большинство из них (61%) – пользователи мобильного интернета. Как свидетельствуют данные PayPal и Data Insight, большинство россиян совершают онлайн-платежи хотя бы раз в год. Развитие мобильного интернета и онлайн-платежей является одним из базовых условий развития ЭСП-сервисов в России.

В России особую актуальность имеют транспортные сервисы ЭСП. Так, за счет значительных расстояний и неравномерного развития железнодорожного сообщения, российский рынок карпулинга имеет весьма значительный объем даже по международным меркам: карпулинг-сообщество России насчитывает около 16 млн человек и является самым крупным в Европе. В Москве, ввиду сложной ситуации с паркингом в центре и благодаря поддержке городских властей, наблюдается настоящий бум в развитии каршеринга. По данным Правительства Москвы, автопарк каршеринга к концу 2018 г. достигнет 15 тыс. и станет крупнейшим среди всех городов Европы (по некоторым оценкам, крупнейшим в мире).

Константин Стрельцов
Руководитель направления аналитики ТИАР-Центра

«Опережающее развитие экономики совместного потрбления в российских городах-миллионниках обусловлено тем, что шеринг-сообществам легче набрать в них критическую массу спроса и предложения – это важное условие, делающее совместное потребление действительно удобным и надежным. Но вовлечение малых городов в шеринг-экономику неизбежно. Особенно это относится к двум основным отраслям ЭСП – C2C-коммерции и услугам самозанятых. Трансграничная B2C-торговля развила доверие к обеспеченной escrow предоплате и дала развитие национальной логистической экосистеме, которая теперь может использоваться в том числе для внутренних пересылок негабаритных подержанных товаров. В сфере услуг стабильно набирают объем виртуальные поручения: переводы, дизайн, разработка и т.д. – для которых относительное местоположение заказчика и исполнителя не имеет значения».

Экосистема ЭСП: ключевые элементы
Геолокация, одна из основ цифровой экономики в целом, крайне востребована в ЭСП. Без точной геолокации был бы невозможен шеринг транспортных средств с произвольными точками начала и окончания поездки (free-floating модель). Алгоритмы маршрутизации позволяют операторам каршеринга оценивать дорожную ситуацию и управлять автопарком — от регулирования тарифов в зависимости от загруженности дорог до распределения машин по городу. Гиперлокальностью отличаются массовые сегменты внутри C2C продаж и P2P услуг. Междугородный райдшеринг также развивается в направлении включения в маршрут последней мили (поездка «от двери к двери»).


Эскроу (escrow) – схема депонирования, при которой оплата удерживается платформой, пока заказчик не подтвердит получение товара или услуги. В случае разногласия арбитр разрешает спор и присуждает денежные средства добросовестной стороне. Собственные эскроу-сервисы есть у многих маркетплейсов. Также существуют независимые эскроу-сервисы, например, SafeCrow. Когда риски сторон ограничиваются суммой сделки, эскроу является достаточным механизмом для защиты прав потребителя и продавца.

Страхование становится востребованным сервисом, особенно важным в случаях, когда потенциальный ущерб может превысить сумму сделки. Например, если в результате некачественно выполненных работ заказчику причинён ущерб, возвращенная оплата может не являться адекватной компенсацией. Также возможны случаи причинения ущерба арендуемому имуществу, например велосипеду стоимостью 30 000 руб., который сдается за 1 500 руб. в сутки. Несмотря на существование спроса со стороны такого быстрорастущего сектора как ЭСП, в настоящее время страховые компании не спешат его удовлетворить. Нередко P2P платформы самостоятельно предлагают финансовые гарантии своим участникам.

Удобная для пользователей и при этом надежная идентификация является значительным вызовом для компаний ЭСП, так как их платформам необходимо быть массовыми (спрос и предложение, как правило, генерируются самими пользователями). Оптимальное решение в этой ситуации – удаленная онлайн-идентификация, подтверждение документов и проверка других данных пользователей. В этой области на российском рынке уже существуют решения (например, предлагаемые российской компанией IDX). Также представляет потенциальный интерес развитие и расширение платформ госуслуг (в том числе с биометрическими параметрами), позволяющих верифицировать пользователей. В октябре 2018 г. Департамент информационных технологий г. Москвы объявил о запуске сервиса идентификации пользователей login.mos.ru (покрывает примерно 9 млн пользователей); сервис доступен в том числе для шеринг-платформ.

Даже когда другие средства «формирования доверия» недоступны, интернет-платформам удается достичь устойчивости благодаря институту онлайн-репутации (отзывов). Усилению этой системы может способствовать создание межплатформенного инструмента для контроля репутации и блокировки мошенников. Сегодня компании ЭСП практикуют обмен данными о мошенниках и нарушителях, но как правило только внутри своей индустрии (например, среди операторов каршеринга). В Китае же тестируется единый социальный рейтинг пользователя, на который влияют все его транзакции.

Создание агрегированного рейтинга пользователя ЭСП в России так же позволило бы компаниям оптимизировать риски и повысить уровень доверия пользователей. Пользователям при этом целесообразно предоставить стимулы в обмен на согласие предоставлять персональные данные: скидки на работу с сервисами, приоритетное ранжирование.

Источник:
https://tiarcenter.com/sharing-economy-research/
14:30
422
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X