Иммунитет, генетика и образ жизни

Какие факторы оказывают влияние на иммунитет человека, и какое место в этом списке занимают генетика и наследственность.
Что такое иммунитет? Это понятие мы постоянно слышим в быту, от врачей, и даже в рекламе противовирусного средства, но не все четко представляют себе его значение. Говоря простым языком, иммунитет – это индивидуальная защитная система организма, некая погранично-охранная служба, задача которой распознавать чужеродные бактерии и вирусы и не пропускать их в организм. А если вдруг они все же проникли, то активно с ним бороться и нейтрализовать. Если служба работает плохо, в организм, во-первых, проникают чужеродные агенты, во-вторых, беспрепятственно распространяются в нем, вызывая болезни от легких ОРВИ до самых тяжёлых патологий, включая онкологические заболевания.
Иммунитет состоит из двух составляющих: врожденный иммунитет и приобретенный. Врожденный – это как раз и есть иммунитет, предопределённый на уровне генов. Тот, с которым человек рождается и который не поддается коррекции. Зато влиянию поддается приобретенный иммунитет. Он зависит от образа жизни человека, от питания, от режима сна и стрессов, от состояния гормональной системы, от климатической зоны проживания и, самое главное, от того, с какими микроорганизмами человеку уже пришлось встретиться в жизни. Например, все знают, что если один раз переболеть ветряной оспой, то в отношении нее вырабатывается иммунитет. То есть, организм уже знает, что это за вирус и как с ним бороться. Все это происходит потому, что лимфоциты запоминают вирусы и вырабатывают защитные антитела. По этому принципу когда-то были придуманы прививки. В конце 19 века деревенский врач Эдвард Дженнер заметил, что доярки, заразившиеся оспой от животных, потом не болеют человеческой оспой в период эпидемий. После этого метод вакцинации - планового введения инактивированного компонента инфекционного агента, стали использовать для формирования иммунной защиты организма. Для того времени это был огромный прорыв в медицине, так как вплоть до 19 века от массовых эпидемий чумы, оспы, тифа, гриппа и детских инфекций гибли сотни, и даже тысячи, людей, а выживаемость ребенка определялась исключительно иммунитетом (так как первые антибактериальные препараты появились только в 20 веке).

Интересные исключения иммунной системы
Выходит, что если иммунная система отвергает все чужеродное, то почему тогда она не отвергает беременность? Ведь, условно, ребенок только на 50 % обладает материнскими генами, а на вторые 50% — это чужеродная генетическая информация от отца. Природа подошла к этому хитро. Иммунная система, как и любое правило, имеет исключения. Развитие новой жизни при беременности – это, в том числе, и сложный иммунный процесс. Иммунная система беременной женщины, плацента усиленно работают на защиту плода, вырабатывая и передавая защитные свои антитела, при этом собственная иммунная система женщины не ослабляется – это называется «иммунным парадоксом беременности».
Аллергия также является иммунной реакцией. Если существует предрасположенность к развитию иммунной аллергической реакции, то агентом (или правильнее антигеном) может выступать любой компонент окружающей среды человека: компоненты в воздухе, бытовая химия, пища, животные, лекарственные вещества. В результате мы имеем дело с аллергией на цитрусовые, на пыльцу, на шерсть животных и так далее.

Влияние врожденного (наследственного) иммунитета на качество жизни человека
Очень редко (частота - 1: 25 000- 1:100 000) регистрируются случаи первичного врожденного (генетически определенного) иммунодефицита. Такой организм не способен бороться с внешними и внутренними агентами (опухолевые клетки), что часто не совместимо с жизнью.
В остальных случаях врожденный иммунитет определяет основное состояние организма, а его влияние по сравнению с приобретённым иммунитетом выяснили ученые под руководством Марка Дэвиса. Для этого они провели глубокий анализ состояния здоровья 78 пар однояйцевых близнецов. Надо сказать, что хотя генетически каждый человек является уникальным, но все же генное сходство однояйцевых близнецов является максимальным из возможных. При этих условиях все иммунные отличия между ними в настоящий период времени можно отнести к иммунитету приобретенному. Иммунные системы близнецов сравнивали по более чем 200 показателям, среди которых и все перенесённые болезни, и вакцинация, и рацион питания, и место проживания, и даже режим чистки зубов. Ученые выяснили, что в ¾ случаев, приобретенный иммунитет перекрывает влияние генетического иммунитета. При чём, чем старше человек, тем сильнее становится влияние приобретенного иммунитета. Если в 25 лет два звена иммунитета могут оказывать сравнимое влияние, то к 60 годам влияние приобретенного иммунитета становится максимальным и определяющим качество жизни.
Хотя иммунный ответ во много определен генетической составляющей, отдельно выделяется такое понятие как «генетическая предрасположенность» к различным патологиям или заболеваниям и не всегда это проблема в иммунной защите. Например, предрасположенность к артериальной гипертензии или к патологиям глаз. Врожденный иммунитет – это наследственная способность организма защищаться от генетически чужеродных агентов, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности. Подводя итоги по проведенному исследованию, человек в течении жизни определяет, укрепляет и развивает иммунную систему, чтобы оказаться под сильной иммунной защитой!

Kомпания Basis Genotech Group