»Регистрация

Политика

Россия имеет полное право на контроль за Северным морским путем: интервью с адвокатом Станиславом Дроботовым

Категория: Политика


Прошедший в Санкт-Петербурге V Международный арктический форум «Арктика» собрал более 3600 участников со всего мира. В работе форума участвовал и президент России Владимир Путин. Это понятно, ведь для России Арктика и ее проблемы, вопросы развития имеют стратегическое значение. Особенно возрастает оно в контексте перспектив использования Северного морского пути. На наши вопросы о том, каков сейчас правовой статус Северного морского пути и какими правами обладает Россия, ответил российский адвокат Станислав Дроботов.


— Станислав, сейчас Соединенные Штаты Америки выдвигают к России серьезные претензии, что наша страна якобы монополизировала право на арктическое судоходство. С чем связаны эти претензии?


— США, как и подобает сильной державе, стремятся отстаивать свои политические и экономические интересы. Их задача — нейтрализовать «российскую угрозу», и, что не менее важно, получить наибольший доступ к Арктике. Это не только природные ресурсы — нефть и газ, но это и возможность беспрепятственного судоходства, в том числе военного. Москва, конечно, мешает в этом плане Вашингтону.


— Но это политика, а что говорит право? Можно ли считать, что претензии Соединенных Штатов к России законны?


— Нет. Так считать нельзя. И я бы хотел отметить, что у США в свое время были претензии и к Канаде, у англичан — к Норвегии.


Правовой статус морей определён Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS), ратифицированной Россией 26.02.1997. В соответствии со ст. 17 Конвенции при условии соблюдения Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море.


Вместе с тем, статьёй 21 Конвенции закреплено, что прибрежное государство может принимать в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море.


Кроме того, Конвенция закрепляет и право прибрежного государства ограничивать проход судов «не являющийся мирным».


Соответственно, любые правопритязания на Северный морской путь должны основываться, в первую очередь на его статусе. Большая часть СМП лежит в территориальных водах РФ. На самом деле, это понимают все государства, так или иначе заинтересованные в его использовании.


Кстати, ранее действовал так называемый секторальный подход, при котором северные страны объявили о своём суверенитете над Арктикой от границы до северного полюса. По мнению некоторых экспертов Россия после ратификации Конвенции утратила суверенитет над 1,7 млн кв. км акватории.


К настоящему времени существовали предложения закрепить международный статус Арктики, однако развития в каких-либо международно-правовых документах они не получили.


— Сейчас разве не развито международное судоходство по Северному морскому пути?


По сравнению с Южным морским путём Северный морской путь вообще не используется.


В 2014 году через Северный морской путь прошли 24 судна, в 2015 году — 18 судов, из которых только 8 судов — под флагами других государств.


Причины — в сложности пути и суровых условиях Арктики, необходимости ледокольного сопровождения, недостаточной обеспеченностью портами, а также удалённости от основных районов производства и сбыта продукции.


Всё же, больше всех СМП нужен России, а не другим странам. Претензии других государств носят больше политический характер, а также рассчитаны в будущем на возможное военное присутствие.


Хотя не исключаем, что в перспективе интерес к судоходству Арктике может возникнуть, хотя и в совсем не сопоставимых масштабах с Южным морским путём.


— То есть, иностранные корабли все же должны спрашивать у России разрешения для перемещения по Северному морскому пути?


— Должны. И это предусмотрено действующим российским законодательством. Все гражданские суда должны руководствоваться нашим законодательством и международными нормами, регулирующими проход через территориальные воды. Более жёсткие требования установлены для военных кораблей: нужно подавать заявку за 45 дней до прохода, информировать о воинском звании командира, типе судна, численности личного состава экипажа. Кроме того, иностранный военный корабль не может следовать без российского лоцмана.


— Соединенные Штаты понятно, но есть ли у нас другие конкуренты, которые тоже претендуют на Северный морской путь?


Традиционно это Великобритания. Так, британские войска высаживались ещё во время Гражданской войны в Мурманске и Архангельске. Кроме того, свои претензии к России может выдвинуть Норвегия.


Я бы отметил, что интерес к Северному морскому пути все больше проявляет Китай. Например, сейчас в Китае начато строительство ледоколов. Для чего? Ведь у Китая нет выхода к северным морям. Сейчас Китай провозит товары в Европу через Южную Азию, мимо Сомали и Йемена через Красное море и Суэцкий канал. Но Пекину необходима ещё одна транспортная артерия. Китайцы даже назвали СМП «Полярным Шёлковым путём». Поэтому, в Поднебесной рассматривают Северный морской путь, но вопросы с Россией предпочитают решать не информационной войной, а в рамках права и диалога. Если иностранные корабли начнут активно использовать Северный морской путь, то по численности не последнее место среди них будут занимать как раз суда из Китая.


Адвокат Станислав Дроботов: http://drobotov.net/stanislav/


Автор: PRhelp. Просмотров: 214
Источник: http://drobotov.net/



Читаемое
Вторая выставка и конференция "МЕБЕЛЬНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ 2 ...
Конференция «Ждём ребёнка! Беременность после 35»
500 евро на шоппинг в Европе
Abstraction X: улётное техно на берегу озера
100+ Technologies: Технологии городов будущего на 100+ ...
F.I.L.A. Russia стала официальным партнером Межрегионал ...
Федеральная программа «Я предприниматель!» теперь в Яро ...
Revyline примет участие в выставке «Стоматология Санкт- ...
Интернет-магазин «Ирригатор.ру» войдет в число участник ...
В МТК «Гранд» прошла вторая «Выставка диванов».
Стекло и витражи в интерьере. Варианты, особенности мон ...
В интернет-магазине пиротехники «Феерверкин» большое по ...
Отложенный выход на пенсию увеличит ее размер
Вице-“Миссис хрустальная корона Россия 2019”: “Главное ...
Ильшат Рафкатович Гафуров поздравил университет с Между ...
Профессиональный технический перевод - это серьезно!
Досрочное назначение пенсии за длительный стаж
Основатель международной криптобиржи Coineal обсудит пе ...
Денежный займ от Восточного Экспресс банка - выгоды и п ...
Бизнес без вложений? Легко, с новым российским маркетпл ...