Два «Лебединых озера» - лондонское и гамбургское. От классики до авангарда

Телеканал «Культура» в эксклюзивной рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» представляет в мае две версии балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Телеканал «Культура» в эксклюзивной рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» представляет в мае две версии балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро» - достаточно традиционную, продолжающую классические традиции, лондонскую и авангардную на грани эпатажа – гамбургскую.

Все постановщики «Лебединого озера» П.И.Чайковского так или иначе берут за основу хореографию Льва Иванова и Мариуса Петипа (Мариинский театр, 1895 год). Спектакль Лондонского королевского балета, который покажет телеканал «Культура», - не исключение. Классическая хореография дополнена оригинальными сценами и танцевальными номерами, поставленными в разные годы Фредериком Аштоном, Рудольфом Нуреевым и Энтони Доуэллом. Лондонский спектакль отличается от известных отечественных версий не только хореографией, но и замыслом: «Лебединое озеро» в постановке театра Ковент-Гарден с первых сцен пронизано трагическим мироощущением, предчувствием грозного фатума, рока, неотвратимой жестокой силы судьбы. Именно так – как обреченность героев и неосуществимость любви – трактовали постановщики спектакля партитуру П.И.Чайковского.
«В постановке театра Ковент-Гарден, - писал рецензент журнала «Дансинг-таймс», - воссоздано самое ценное, что только существует в театре – подлинная жизнь чувства. Одетта и Зигфрид гибнут, бросаясь в озеро, они не могут противостоять Злу, но их любовь оказывается «сильнее смерти», разрушая зло, они оказались победителями, но не в прямом столкновении, а силой духа. Преклонение постановщиков перед шедевром русского классического балета, тем не менее, не помешало им увидеть «Лебединое озеро» по-своему – ярко, оригинально и талантливо».
В партии Одетты-Одиллии – прославленная балерина Наталья Макарова. В начале карьеры – солистка Кировского (Мариинского) театра Наталья Макарова эмигрировала на Запад вскоре после Рудольфа Нуреева и Михаила Барышникова. На Западе Макарова сделала блестящую карьеру, выступала в лучших театрах Европы и Америки. Партию Одетты-Одиллии балерина считает своей самой большой творческой удачей. Она танцевала во многих постановках «Лебединого озера», но версия Ковент-Гарден, по ее мнению, наиболее удачная и близкая замыслу П.И.Чайковского. «Лебединое озеро» - мой самый любимый балет, - сказала балерина в интервью ВВС. – Однако мне всегда была ближе Одетта, чем Одиллия. Ведь я – лирико-драматическая балерина. Мне очень нравится версия балета театра Ковент-Гарден, в ней много русского, даже использован мотив хоровода».
Балетные критики единодушно считают Наталью Макарову одной из лучших исполнительниц партии Одетты-Одиллии. В прошлом году, кстати, Макарова осуществила постановку «Лебединого озера» в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского
В партии Принца в спектакле Ковент-Гарден – знаменитый английский танцовщик и хореограф Энтони Доуэлл.
«Иллюзии как Лебединое озеро» в постановке Джона Ноймайера (Гамбургский балет) – спектакль-сенсация на грани эпатажа, как, собственно говоря, и все постановки знаменитого хореографа. Ноймайер кардинально меняет сюжет балета: нет ни озера с лебедями, ни заколдованной принцессы-лебедь, ни злого гения Ротбарта – есть их искаженные очертания, которые иногда возникают в болезненном сознании главного героя. Главный герой спектакля Гамбургского балета – баварский король Людвиг II, чей образ двоится в буквальном смысле слова (у главного героя есть двойник), оттеняя двойственный женский Одетты-Одилии. На такую трактовку спектакля Ноймайера натолкнуло то, что реальный исторический персонаж – безумный король Людвиг II – был страстным поклонником лебедей и лунного света. Три героя потустороннего мира – Ротбарт, Охотник за бабочками и Человек-тень – сливаются у Ноймаера в единый образ дьявола-соблазнителя. Объясняя свое неожиданное прочтение музыки П.И.Чайковского, Ноймайер пояснил, что он ставил принципиально современный спектакль, а сегодняшнему зрителю гораздо интереснее следить за прихотливой игрой подсознания героя, находящегося на грани безумия, чем за перипетиями старинной легенды о заколдованных девушках. О себе балетмейстер сказал, что, работая над этим спектаклем, ощущал себя психоаналитиком, исследующим темные бездны подсознания, а не сказочником, как другие либреттисты «Лебединого озера».
Как и во многих других спектаклях Ноймаера, в центре хореографического повествования оказывается танцовщик, отодвигая балерину на второй план. Но это отнюдь не означает, что в спектакле мало дуэтных танцев. Хореографию Ноймаера в целом, и это в полной мере относится к «Иллюзии…», отличает изощренность и изобретательность. Джон Ноймаер – признанный классик современного балета. И как сказал о нем другой прославленный хореограф Морис Бежар, «хореография Ноймаера может вызывать два противоположных чувства: бурный восторг или полное неприятие, единственно, чего она не в состоянии сделать, – оставить зрителя холодным и равнодушным».

Смотрите только на телеканале «Культура» в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» 7 мая в 16.10 – балет «Лебединое озеро» в постановке Королевского театра «Ковент-Гарден»; 14 мая в 16.35 – «Иллюзии как Лебединое озеро» в постановке Гамбургского балета.
11:29
1753
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X