Исследование рынка потребительского кредитования в России

1. Развитие рынка потребительского кредитования в России.
За 2005 год объем потребительских кредитов, выданных российскими банками, вырос практически в два раза - с 618,86 млрд. руб. до 1178,92 млрд. руб. (по данным на 1 января 2006 года). Таким образом, рост объемов потребительского кредитования намного превысил темпы роста как активов российских банков (около 35% за 2005 год), так и их кредитных портфелей (немногим более 40%). При этом доля потребительских кредитов в кредитах банков приблизилась к 20%, а в активах превысила 10%.
Рост потребительского кредитования сопровождается увеличением банковских рисков, прежде всего кредитного риска и риска ликвидности. К декабрю 2005 года уровень просроченной задолженности по потребительским кредитам достиг 2%, а по банкам - лидерам рынка (кроме Сбербанка) эта цифра превысила 5%.

2. Региональное распределение потребительских кредитов.
Наибольшая доля выданных кредитов приходится на Центральный федеральный округ, включая Москву (40,55% от всего объема кредитования), и на Приволжский федеральный округ (16,19%). Менее всего – 4,25% - выдали потребительских кредитов финансово-кредитные организации Дальневосточного федерального округа.
По показателю объема потребительского кредитования на душу населения по итогам 2005 года лидируют Центральный и Уральский федеральные округа (соответственно 12 732,54 руб. и 10 019,33 руб.). Однако наибольшего значения этот показатель достигает в Москве – 34 233,60 руб. на душу населения. В целом по России среднее значение объема кредитования физических лиц на душу населения России составляет 7890,03 руб.

3. Структура рынка потребительского кредитования.
Более 82% выданных потребительских кредитов - нецелевые и экспресс-кредиты на покупку товаров и услуг. Несмотря на значительную долю кредитных средств, направляемых на рынок недвижимости, доля непосредственно ипотечных кредитов в России остается очень низкой. По данным РБК, общий портфель ипотечных кредитов на 1 января 2006 года - более 100 млрд. руб., портфель автомобильных кредитов – около 103 млрд. руб., что составляет соответственно 8,5% и 8,7% от всего объема потребительского кредитования.

4. Ипотечное кредитование.
Основой для развития системы ипотечного кредитования в России продолжает оставаться государственная поддержка.
Одним из наиболее важных событий на рынке ипотечного кредитования в 2005 году стало снижение ставки федерального Агентства ипотечного жилищного кредитования (АИЖК). С 1 июня 2005 года ставка по ипотечным кредитам была снижена до 14%, а с 1 января 2006 года АИЖК ввело дифференцированную ставку по ипотечным кредитам в зависимости от суммы первоначального взноса и сроков кредитования, то есть в зависимости от оценки кредитного риска. Теперь вместо одного кредитного продукта предусмотрено шесть различных продуктов в зависимости от условий кредитования. Это оказало воздействие на коммерческие банки, которые также стали снижать ставки по своим кредитным продуктам. Сейчас процентная ставка колеблется в диапазоне 14%-16%, а в отдельных случаях может опускаться до 13% годовых в рублях.

5. Автокредитование.
В целом рынок автокредитования характеризуется положительной динамикой. Объем рынка за период с 2001 по 2005 год увеличился с 40 до 5500 млн. долларов, однако, темпы прироста постепенно снижаются. Рост рынка автокредитования в 2005 году во многом объясняется снижением большинством банков процентных ставок по автокредитованию (в среднем на 1—2%).
Всего в кредит приобретено около 25-28% автомобилей (в 2004 году – 15-20%). Согласно прогнозам, к 2010 году доля покупки автомобилей в кредит приблизится к 50% рынка новых российских автомобилей и до 70% – новых иномарок, что сравнимо с нынешними показателями Европы (гд Основная часть рынка приходится на кредиты Росбанка (822,6 млн. долларов). Росбанк, МДМ-банк (381,3 млн. долл.) и Райффайзенбанк (379,5 млн. долл.) занимают около 29% всего рынка, а лидер ипотечного кредитования Сбербанк по объему выданных автомобильных кредитов находится на 16 месте с 44,7 млн. долларов.
е подобным образом продают около 60% машин) и США (80% автомобилей).

6. Экспресс-кредитование.
Кредитование населения на покупку товаров или услуг, называемое еще экспресс-кредитованием, активно развивается в России с 2000 года. Первой компанией, предложившей своим клиентам приобретение товаров в кредит, на российском рынке стала сеть «М.Видео», а банком партнером – банк «Русский Стандарт». В конце 2005 года сеть «М.Видео» работает уже с четырьмя банками – ФинансБанком, Хоум Кредит энд Финанс Банком, банком Ренессанс Капитал и естественно, банком «Русский Стандарт».
Пока по абсолютным приростам объема кредитования первенство остается за «Русским Стандартом» (рыночная доля 35%), но по относительным темпам лидирует Хоум Кредит энд Финанс Банк (31% рынка), что при сохранении такой динамики может в ближайшие годы привести к совершенно иной расстановке сил на этом сегменте рынка потребительского кредитования.
Обострение конкуренции на рынке экспресс-кредитования приводит к ужесточению требований торговых сетей к банкам-партнерам. Крупные сетевые супермаркеты ввели в 2005 году обязательное правило для своих партнеров, согласно которому те обязаны отказывать не более 15-20% обратившихся за кредитом людей. Чтобы соответствовать условиям магазинов, банки вынуждены корректировать скоринговую карту для получения минимального процента отказов клиентов.
Эксперты считают, что вскоре экспресс-кредитование сильно изменит свой формат, так как торговые сети движутся к созданию альянсов с банками для получения совместного дохода. Таким образом, у каждой крупной ритейлерской сети будет только один банк-партнер.
В целом у экспресс-кредитов достаточно широкие перспективы. Темпы его роста в ближайшие годы будут увеличиваться, особенно в регионах России. Однако, по мнению экспертов, со временем доходность банков по таким товарным кредитам будет падать, и оно станет лишь каналом для приобретения клиентов, которые станут потребителями карточных продуктов банка.
00:58
1085
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X