Майя Плисецкая: «Характер - это и есть судьба»

Телеканал «Культура» представляет к юбилею балерины программу «Линия жизни» с ее участием, документальный фильм «Стихия по имени Майя» и балет «Кармен-сюита».
20 октября великой балерине Майе Плисецкой исполняется 80 лет. Годы над ней не властны – она продолжает танцевать в различных странах мира, организовала конкурс артистов балета, который носит ее имя – «Майя», пишет книги, выпускает фотоальбомы, много путешествует.

Телеканал «Культура» представляет к юбилею балерины программу «Линия жизни» с ее участием, документальный фильм «Стихия по имени Майя» и балет «Кармен-сюита».


Легенда русского балета, знаменитая Майя Плисецкая в студии программы "Линия жизни" отвечает на вопросы многочисленных поклонников. Оказывается, известная своим «железным» характером балерина всегда обожала танцевать, но очень не любила репетировать. Главный классический балет в жизни Плисецкой – «Лебединое озеро». Она мечтала станцевать Одетту-Одиллию еще в школьные годы. Плисецкая исполнила этот балет более восьмисот раз на лучших сценах мира. Майя Михайловна вспоминает в программе телеканала «Культура» о своем детстве, о жизни в коммуналке Большого театра и истории знакомства с Родином Щедриным. Плисецкая дебютировала в кино в фильме «Анна Каренина». И самим фильмом, и собой в роли Бетси Тверской она осталась недовольна, но кино вошло в ее жизнь навсегда и стало, как шутит Плисецкая, третьей по счету любовью в жизни – после Родиона Щедрина и балета. Плисецкую и Щедрина объединили не только семейные узы, но и совместное творчество. Балерина мечтала станцевать Кармен, но никто из композиторов не рискнул адаптировать великую оперу Ж.Бизе для балетного театра. Рискнул только Щедрин. При этом композитор максимально сохранил музыку своего великого предшественника – Бизе. Балет «Кармен-сюита» стал триумфом Плисецкой, а пламенная цыганка Кармен, свободолюбивая, дерзкая, обворожительная, – ее любимой ролью. Даже испанцы приняли и полюбили ее в роли национальной героини. Переполненный зал театра в Мадриде полчаса аплодировал балерине.

Родион Щедрин написал для жены и музы и другие балеты. Не найдя балетмейстера, который был бы готов пересказать великий роман Толстого средствами танца и пластики, Плисецкая сама поставила балет на музыку Щедрина «Анна Каренина» и станцевала в нем главную роль. «У меня рисковый отчаянный характер, благодаря которому я многого добилась в жизни, ведь характер, в конечном счете, – это и есть судьба!», - уверена великая балерина. Характер Плисецкой сосуществует в гармонии с ее артистическим дарованием. Смелость, готовность к риску она превращала в эстетическую категорию. Балерина не боялась ломать стереотипы, нарушать «канон», она всегда, во всех своих ролях, была современной и побеждала в споре со временем, заставляя забывать о своем возрасте. Самое точное определение ее искусства – балерина-стихия. Известный французский балетный критик Андре Филипп Эрсен считает, что для характеристики творчества Плисецкой достаточно трех слов – «гений», «мужество», «авангард». Вдохновенная танцовщица она сама являлась источником вдохновения для многих – балетмейстеров, композиторов, художников, кинорежиссеров, модельеров…

Одетта-Одиллия, Раймонда, Аврора, Лауренсия, Зарема, Китри, Хозяйка Медной горы, Умирающий Лебедь, Эгина, Джульетта, Царь-девица, Айседора, Федра, Леда... Ее линия жизни - это роли, любимые и менее любимые, но всегда дорогие и памятные.

Документальный фильм «Стихия по имени Майя» - это исповедь балерины, увлекательный, яркий и при этом очень откровенный и искренний рассказ о творчестве. Майя Плисецкая делится самым сокровенным, приоткрывая завесу тайны, за которой скрывается процесс творчества. Балерина в фильме смотрит съемки своих выступлений разных лет, оценивая и комментируя их. Зрители также увидят редкие архивные кадры спектаклей и репетиций с участием Плисецкой, некоторые, возможно, впервые...
«Секретом» своего успеха Плисецкая считает целеустремленность. Она не скрывает, что с детства мечтала о славе и счастлива, что смогла ее добиться.

Отношения Плисецкой и Большого театра складывались не просто. Балерина покинула театр из-за конфликта с руководством, который выплеснулся на страницы прессы. Сегодня Плисецкая забыла старые обиды: «На Большой театр обижаться невозможно. Большой театр можно только обожать, потому что этот театр – самый лучший на свете». За несколько месяцев до юбилея Плисецкой, историческая сцена Большого театра закрылась на реконструкцию. Свой юбилей балерина отметит на Новой сцене Большого и в Кремлевском Дворце, а также в Париже.

CМОТРИТЕ ТОЛЬКО НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «КУЛЬТУРА» МАЙЕ ПЛИСЕЦКОЙ ПОСВЯЩАЕТСЯ: «Линия жизни» 19.11, 21.05; «Стихия по имени Майя» 20.11, 19.55; Балет «Кармен-сюита», 20.11, 18.55.
11:27
754
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X