«Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов»

В рамках фестиваля спектаклей театра «Современник» телеканал «Культура» представляет телеверсию постановки Владимира Агеева «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов» (8 апреля, 22:20) о последних днях жизни Сталина.
В рамках фестиваля спектаклей театра «Современник» телеканал «Культура» представляет телеверсию постановки Владимира Агеева «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов» (8 апреля, 22:20) о последних днях жизни Сталина.

Спектакль «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов» поставлен в 2005 году к 60-летию Победы и представляет собой еще одну попытку осмысления значения фигуры Сталина. Пьеса Петра Хотяновского и Инги Гаручавы «Шинель Сталина», по которой поставлен спектакль, написана в жанре фантасмагории. В ней Сталин не конкретная историческая фигура, а некая абстракция. Действие пьесы происходит на ближней даче Сталина с 28 февраля по 2 марта 1953 года, в последние дни жизни вождя. Все случившееся совершается то ли в параллельном пространстве, между весной и летом, между жизнью и смертью, то ли в угасающем сознании умирающего вождя. К Сталину является муза - холодная и строгая красавица балерина, - напоминает о давней любви, пробуждает в нем невиданную страсть, он вызывает священника, и тот совершает обряд венчания. А соратники-заговорщики в это время шьют для него новую шинель со смертоносными пуговицами.
Владимир Агеев дал пьесе другое название - «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов». «Полет черной ласточки» - именно так переводится любимая грузинская песня Сталина. Фантасмагория сгущается до глобальных размеров, и Владимир Агеев, давний знаток символизма, чья режиссерская оптика приспособлена к обнаружению мистического тока бытия, дает этому току самые диковинные одежды.
Вождь в исполнении Игоря Кваши - и властолюбивый, амбициозный монстр, и сентиментальный влюбленный, человечный, простой и по-мужски победительный. Его Сталин нежно и трепетно относится ко всему им загубленному. Он уничтожает именно то, что больше всего любит. Сталин Кваши любит православную службу, знает ее досконально. И эпиграфом к этому спектаклю вполне могла бы стать знаменитая тютчевская строка: «Мы то всего сильнее губим, что любим мы всего сильней…». Он чувствителен к мистической поэзии и философии. Но вряд ли можно тирана лишь потому, что в нем проснулось что-то человеческое.
Портной (Валерий Шальных), шьющий шинель, и отец Евлампий (Владислав Федченко), совершающий бесовскую свадьбу, олицетворяют два противоположных начала - темное и светлое. Они все время кружат вокруг Сталина, гневаются друг на друга, но оба бессильны в своей борьбе за него. В спектакле также заняты: Мария Аниканова (Женщина вождя), Николай Попков (Друг, соратник вождя).
Спектакль «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов» - не о политике и не о частной жизни, это история о человеческих страхах, рождающих мифы. Природа человека - из разряда малоизведанных материй. И режиссер красноречиво и мудро демонстрирует материальность мыслей и возможности подсознания.

Смотрите только на телеканале «Культура» телеверсию спектакля театра «Современник» «Полет черной ласточки, или Эпизоды истории под углом 40 градусов» 8 апреля в 22:20.
11:29
548
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X