«Предлагаемые обстоятельства» снова в эфире

Телеканал «Культура» повторяет цикл «Предлагаемые обстоятельства» в прайм-тайм – 19:00.
В январе 2005 года на телеканале «Культура» состоялась премьера авторской программы известного театроведа, профессора, ректора школы-студии МХАТ Анатолия Смелянского «Предлагаемые обстоятельства». Философский, исторический, культурологический телевизионный цикл, посвященный судьбам мастеров театра той эпохи, которую называют советской цивилизацией, вызвал большой интерес и получил высокую оценку в зрительской и профессиональной среде. В сентябре этого года цикл стал финалистом «ТЭФИ-2005» в номинации «Программа об искусстве». Правда, многие сетовали на не совсем удобное ночное время показа программы. Телеканал «Культура» повторяет цикл «Предлагаемые обстоятельства» в прайм-тайм – 19:00.

«Эпоха, которую принято называть советской цивилизацией, - рассказывает Анатолий Смелянский, - все больше отдаляется от нас и постепенно уходит в небытие. Уходят из жизни очевидцы, забываются реалии и язык того времени… Советская цивилизация оставила о себе отнюдь не только негативную память. За эти десятилетия были созданы многие спектакли, которые бесспорно войдут в историю русского искусства. Цикл «Предлагаемые обстоятельства» состоит из двенадцати программ, тема каждой программы – одна из составляющих самой конструкции русского театра, каким он был под занавес советской цивилизации. Многое из того, что определяло жизнь в те годы, звучит сегодня абстрактно, и для многих молодых людей вообще лишено какого бы то ни было смысла. Наш проект напоминает о том времени и о тех художниках, которые творили вопреки «предлагаемым обстоятельствам» своего времени».

Вступительное слово к циклу автор произносит, стоя на легендарной сцене Художественного театра на фоне знаменитого занавеса с изображением чайки. Местом действия в цикле станут и правительственная театральная ложа – от реакции присутствующего на спектакле руководителя государства во многом зависела судьба постановки, и министерский кабинет, где решались не только стратегические вопросы культуры, но и конкретные судьбы деятелей искусства, за кулисами знаменитых театров страны.

Цикл открывает программа «Сверхтеатр». Предлагаемые обстоятельства - это словосочетание знакомо каждому интеллигентному человеку. В общем, предлагаемые обстоятельства – это условия нашей жизни, но для людей театра эти слова имеют и профессиональный смысл: у Станиславского это способ определения характера пьесы, это те обстоятельства, в которых будет складываться жизнь героя.

В предлагаемых обстоятельствах советского времени творили выдающиеся режиссеры. БДТ Георгия Товстоногова был театром-государством, где было поставлено много прекрасных спектаклей, театром-домом для многих великих артистов. Три десятилетия этим уникальным театром руководил непререкаемый авторитет, беспартийный режиссер Георгий Александрович Товстоногов, о котором автор расскажет в одной из программ цикла.

Другая, которая называется «Всего несколько слов в защиту…», повествует о сложных и противоречивых творческих и человеческих отношениях двух выдающихся режиссеров – Анатолия Эфроса и Юрия Любимова. А.Смелянский рассказывает очень характерную для того времени историю о том, как судьба спектакля – «Перламутровая Зинаида» во МХАТе – решалась в стенах кабинета министра культуры, как происходило это обсуждение, в котором принимали участие Олег Ефремов, Ангелина Степанова, Марк Прудкин.

О спектакле «Братья и сестры» Льва Додина, с которого началась блистательная история Малого драматического театра, рассказывает еще одна из передач цикла. Есть несколько пьес мирового репертуара, которые по своей природе обречены быть движущимся зеркалом истории, Одной из таких пьес был и остается шекспировский «Гамлет». В цикле воссоздается история постановки знаменитой пьесы, от Михаила Чехова до «Гамлета» Некрошюса. У каждой знаменитой пьесы своя, иной раз весьма непростая, сценическая судьба. В ялтинском доме А.П.Чехова Анатолий Смелянский размышляет о судьбе этой пьесы и ее режиссеров, начиная с мхатовской постановки Немировича-Данченко 1939 года, спектаклей Анатолия Эфроса, Юрия Любимова, Олега Ефремова. Заключительная программа цикла «Куда ж нам плыть?» посвящена творчеству и жизни Олега Ефремова, актера, режиссера, в течение трех десятилетий руководившего МХАТом. Анатолий Смелянский рассказывает об одной из самых драматических страниц в истории легендарного театра – о расколе на «ефремовский» и «доронинский» МХАТ. Вернуть имя Чехова Художественному театру оказалось делом нетрудным, а вернуть дух Художественного театра, считает автор, оказалось делом практически невозможным.

Сейчас Анатолий Смелянский заканчивает съемки нового проекта «Растущий смысл», премьеру которого телеканал «Культура» покажет в ближайшее время. В 12-серийном цикле речь пойдет о загадочном феномене литературного текста и его трансформации на театральной сцене, который Михаил Бахтин назвал «растущим смыслом».

CМОТРИТЕ НА КАНАЛЕ «КУЛЬТУРА» АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ АНАТОЛИЯ СМЕЛЯНСКОГО «ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА» С 9 НОЯБРЯ ПО БУДНЯМ В 19:00.
11:27
561
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X