Ретроспектива фильмов Жана Ренуара на телеканале «Культура»

На телеканале «Культура» в начале ноября ещё одна интересная ретроспектива. Зрители смогут увидеть четыре фильма французского режиссёра Жана Ренуара.
На телеканале «Культура» в начале ноября ещё одна интересная ретроспектива. Зрители смогут увидеть четыре фильма французского режиссёра Жана Ренуара.

Жан Ренуар - европейский режиссер авторского кинематографа, столь высоко ценимого фестивальными критиками и искушёнными киноманами. Но особая заслуга Ренуара в том, что его фильмы понятны и широкому зрителю. Он снял более четырех десятков картин, открыл нескольких великих актеров, в том числе Мишеля Симона и Жана Габена, а некоторым метрам предложил несвойственные для них ранее амплуа. Режиссер, сценарист, актер, второй сын художника-импрессиониста Пьера Огюста Ренуара, младший брат актера Пьера Ренуара и дядя кинооператора Клода Ренуара, он вырос в доме, в котором во главу угла ставилась творческая экспрессия через интеллектуальную деятельность, в доме, всегда открытом для художников и других друзей семьи. Его детство прошло в Париже и в семейном поместье на Юге Франции. Таким образом он мог пользоваться и преимуществами культурной жизни города – бывать в галереях, в театре, и наслаждаться чувством свободы и красоты, которые он научился ассоциировать с природой, что позже столь прекрасно отразилось в его фильмах. Завершив учебу в области философии и математики, Ренуар поступил в кавалерию. Во время Первой мировой войны он был летчиком-наблюдателем, а вернувшись с фронта, стал художником по керамике. Но в 1924, получив неизгладимое впечатление от фильма Э. фон Штрогейма «Глупые жены», принял решение посвятить себя кинематографу. В этом же году он написал сценарий фильма «Безрадостная жизнь» (режиссер А. Дьёдонне) и снял по собственному сценарию дебютную картину «Дочь воды», в которой большой интерес представляют многочисленные планы французской природы. Эпизод сна героини, снятый с применением рапид-съемки и метода многократного экспонирования, дал основание критике причислить Ренуара к авангардистам. До прихода звука в кино он также снял ленту «Нана» (по произведению Э.Золя) и экспериментальный фильм «Маленькая продавщица спичек» (по книге Х. К. Андерсена), который привлек внимание своей поэтичностью и принес режиссеру окончательное признание авангардистских кругов.

Ретроспектива фильмов Жана Ренуара на телеканале «Культура» откроется картиной «Загородная прогулка» (смотрите в программе «Шедевры строго кино»). Эта лента - романтическая зарисовка по мотивам рассказа Мопассана о двух загородных прогулках буржуазной французской семьи. Десять лет Ренуар бился над своим шедевром, но вряд ли лишь стечение обстоятельств помешало закончить фильм. Не случайно упорный дождь не давал режиссеру поймать очарование жаркого полдня. Судьба не позволяла расшифровать до конца собственную гармонию, доказывая, что жизнь - лишь череда мгновений, неподвластная драматургической стройности. Она движется не по прямой, а по кругу, и двадцать лет спустя гребец все так же истово будет заниматься постылым делом, а девушка - ждать, как некогда ждала ее мать, получаса ворованной любви с очередным арлекином в полосатом купальном костюме. И импрессионистическая аура, окутывающая каждый кадр, - не стилизация, не кокетливое ретро, а горькая усмешка над бренностью жизни и тщетой надежд. В смешной «Загородной прогулке» спрятан самый грустный кадр в истории кино: уступившая домогательствам ухажера девушка поворачивает взгляд к камере и по ее щеке крупным планом стекает слеза. То ли радости, то ли печального знания, что такое мгновение уже не повторится никогда.

К наиболее известным картинам 1930-х годов относятся также «Будю, спасенный из воды» - самый «бунюэлевский» из фильмов Ренуара, который интересно смотреть и сейчас. Рассказанная в характерной для Ренуара свободной, реалистичной и гуманистической манере, великолепно снятая история особо интересна, благодаря игре Мишеля Симона в роли Будю. Сам Ренуар написал: «Все, чем может быть актер в фильме, - это Мишель Симон в «Будю»».

В историю мирового кинематографа Жан Ренуар вошел как уникальный режиссер, которому были подвластны любые жанры – от популярного, массового до самого изысканного. Многогранность его таланта вызывает восхищение. Ренуар – автор огромного количества фильмов: это и постановки литературных произведений, и экспериментальные ленты, сатирические комедии, водевили, социальные драмы. Почерк мастера всегда узнаваем: глубокая философская осмысленность и при этом чуть насмешливая манера повествования – вот козырная карта режиссера. Именно таким является фильм «Елена и мужчины», главную роль в котором исполняет Ингрид Бергман. Картина рассказывает об обедневшей польской принцессе, окруженной поклонниками: вопрос в том – выйти замуж по любви или предпочесть богатство?

После пятнадцатилетнего перерыва во французском кино Жан Ренуар создает ленту далекую от сиюминутной реальности, проникнутый ностальгией по прошлому полному цвета и движения. Ещё один фильм, который смогут увидеть зрители на телеканале «Культура» - «Французский канкан», в котором образ театра используется как метафора взаимоотношений между искусством и жизнью. В этой картине Габен сыграл Данглара, одну из самых своих запоминающихся ролей, - стареющего театрального импресарио, известного своей способностью обычных девчушек превращать в сенсации. С равным успехом Данглар и соблазняет их. Он не на шутку увлекается Нини, очаровательной прачкой с Монмартра, и забывает о предыдущей любви, отдавая всю энергию на то, чтобы сделать из Нини звезду. Обманчиво простой «Французский канкан» приглашает зрителя в эпоху, запечатлённую на полотнах Тулуз-Лотрека и Огюста Ренуара, отца режиссера. Жан Ренуар, чьи фильмы служили своеобразной «тренировочной площадкой» для большого числа выдающихся режиссеров (Жак Беккер - он был ассистентом Ренуара, вторым режиссером при съемке многих его фильмов; Ив Аллегре и Лукино Висконти были его ассистентами в «Загородной прогулке»; Роберт Олдрич ассистировал в «Южанине»), положил начало карьере Жака Риветта, который работал в этой картине его стажером.

Смотрите утром по будням только на телеканале «Культура» ретроспективу фильмов французского режиссёра Жана Ренуара: в программе «Шедевры старого кино» - «Загородная прогулка» 31 октября в 11:00; «Французский канкан» 1 ноября в 11:00; «Будю, спасенный из воды» 2 ноября в 11:00; «Елена и мужчины» 3 ноября в 11:00.
11:25
553
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X