Телеканал «Культура» продолжает показ программ и фильмов к 80-летию Анатолия Эфроса

Анатолий Эфрос радовался актерам и очень любил их. Он был строг, но справедлив. Актеры его боготворили, а чиновники обвиняли в аполитичности, запрещая новые постановки. Сегодня его имя помнят все, кому небезразличен истинный театр.
Анатолий Эфрос радовался актерам и очень любил их. Он был строг, но справедлив. Актеры его боготворили, а чиновники обвиняли в аполитичности, запрещая новые постановки. Сегодня его имя помнят все, кому небезразличен истинный театр. Недаром сам режиссер считал, что «театр есть способ выяснения истины». Телеканал «Культура» продолжает показ программ и фильмов, посвященных 80-летнему юбилею легендарного режиссера.
Центральный детский театр, Ленком, Театр на Малой Бронной, Таганка – на каждой сцене рождались шедевры, которые поражали современников своей оригинальностью и самобытностью. Анатолий Эфрос стал первооткрывателем жанра телевизионного театра – телепостановки лермонтовского «Героя нашего времени» с Олегом Далем в роли Печорина, булгаковского «Мольера» с Любимовым в главной роли. Для телевидения Эфрос поставил «Бориса Годунова», «Ромео и Джульетту», «Таню», «В четверг и больше никогда» и др. Его спектакли и фильмы изысканны и точны. В них – его любимая команда актеров: Лев Дуров, Олег Даль, Николай Волков. И, конечно, главная актриса в жизни Эфроса – Ольга Яковлева.
Ольга Яковлева вспоминает о своем знакомстве с режиссером: «Когда в Театр Ленинского комсомола пришел Анатолий Васильевич и стал знакомиться с труппой, мы показывали «До свидания, мальчики». После показа он сказал, что ему понравилась «вот эта в красных чулках и синей юбке в складку», если это можно назвать «понравилась». То есть я. Вот так и состоялось знакомство, после которого меня в труппе дразнили «любимой актрисой Эфроса». А что касается впечатлений, то помнится, что удивила его странная внешность, особенно пушистые волосы, которые он зачесывал рукой назад. … Он разговаривал с актерами очень простым, прозрачным и даже «азбучным» языком. Меня он спросил, что бы я хотела сыграть. Я ответила: «104 страницы про любовь», хоть в десятом составе». А в результате Ольга Яковлева сыграла главные роли во всех спектаклях режиссера и стала, как считают, лучшей арбузовской «Таней» наравне с великой Марией Бабановой…
Лев Дуров, проработавший с Эфросом 27 лет, называет его – «мой главный театральный учитель – и не только мой, но и многих других известных сегодня актеров… Понятие «гений», как правило, подразумевает, что человек сумел что-то изменить в своей сфере, приоткрыть что-то новое. И в этом Анатолий Васильевич, безусловно, тоже был гением: до него актеры так не играли, а режиссеры так не ставили. И это очень ценили его современники. Я видел фотографию гостей на одной из его премьер – там в ряд сидят Утесов, Михалков-старший, Бабочкин, Марецкая... После «Трех сестер» Шостакович написал Эфросу письмо, в котором говорил о том, как созвучны его музыкальное творчество и режиссура Анатолия Васильевича».
Наталья Крымова – тонкий, острый критик, ставшая в 50-е годы одним из неформальных лидеров художественного мира, – умела провоцировать новые театральные идеи. А еще она была женой Эфроса. «Была у нас с Толей такая привычка, – писала в своих воспоминаниях Н. Крымова, – вернее, закон, обычай. На всех наших записках и письмах друг к другу стоит знак «/ // //». И на мирных записках, и на немирных (мы ссорились тоже) – но всё равно «/ // //». Означало это: «Я те-бя люб-лю». И когда кому-то из нас плохо, другой выстукивал по столу этот знак или писал палочки на столе, пять раз, пять стуков: Знак был очень нужный для нас, спасительный во всех случаях жизни: «/ // //» – скажешь или покажешь Толе это, значит, можно жить дальше...»
К 80-летию Анатолия Эфроса смотрите на телеканале «Культура» телеспектакль «Страницы журнала Печорина» (2 июля, 15.00), художественный фильм «Таня» (3 июля, 18.15), а также документальный фильм «Анатолий Эфрос» из цикла «Острова» (3 июля, 20.10).
11:23
757
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X