Загадка Анны Павловой

11 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Анны Павловой. Балерина-легенда. Ее имя стало синонимом классического танца, красоты и гармонии.
11 февраля исполняется 125 лет со дня рождения Анны Павловой. Балерина-легенда. Ее имя стало синонимом классического танца, красоты и гармонии. О ее жизни и творчестве написаны сотни книг и статей, но, тем не менее, многое в ее биографии – даже точная дата рождения и имя отца – остается загадкой, а творчество, по словам Игоря Стравинского, - «неразгаданной и завораживающей тайной».

В автобиографической книге Анна Павлова рассказала о том, что, впервые увидев балетный спектакль в шестилетнем возрасте, твердо решила, стать балериной. Она всегда была, и об этом вспоминали и педагоги Императорского хореографического училища при Мариинском театре, где она училась, и, позднее, - партнеры по сцене, не похожей на других балерин, отстраненной, что, однако, отнюдь не означало замкнутости и нелюдимости; погруженной в себя, стремительно переходившей от оживления и веселости к задумчивости и сосредоточенности. Даже внешне она была не похожа на балерин своего времени – хрупкая, тоненькая, воздушная, с лицом скорее выразительным и необычным, чем хорошеньким по балетным канонам. Классический танец, можно без преувеличения сказать, был для нее всем – профессией, в которой она стремилась достичь совершенства и признания, смыслом жизни и призванием.

Сценическая карьера Анны Павловой начиналась на сцене Императорского Мариинского театра. Она ярко заявила о себе, исполнив ведущие партии классического репертуара: Аспиччию в «Дочери фараона», Китри в «Дон-Кихоте», Аврору в «Спящей красавице», Медору в «Корсаре». Но самой любимой ролью Павловой стала Жизель. В старинном романтическом балете она смогла выразить томление духа героини, тонко передать надежды, печали и радости первой любви, отчаяние, и уже там – по ту сторону земной жизни – духовное соединение с любимым. Аксиома романтического искусства – счастье и любовь недостижимы и призрачны - оказалась близка Павловой-балерине. Ее танец, по воспоминаниям современников, завораживал поэтичностью и одухотворенностью.

Молодая балерина пришла в театр, когда творчество балетмейстера Мариуса Петипа достигло своей вершины и наивысшего расцвета. Наступал ХХ век, новые веяния в искусстве, творческие поиски в музыке, живописи, литературе, казалось, обходят классический балет с его сложившимися канонами и правилами стороной, но так только казалось… В первое десятилетие ХХ века ярко заявил о себе балетмейстер-новатор Михаил Фокин. Он стремился уйти от балетных условностей, штампов и стереотипов, найти новые формы выразительности. В своей книге «Против течения» М.Фокин сказал об этом так: «Я отчетливо осознал, что ставить и танцевать, как раньше, нельзя. Искусство, закрытое от жизни, каким был тогда балет, становится скучным и пыльным музеем». Вокруг Фокина объединилась талантливая балетная молодежь Мариинского театра – Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский. Первый балет «Евника», поставленный Фокиным на египетскую тему, в котором Павлова исполнила главную роль, имел огромный успех у публики и был неоднозначно – как все новое и необычное – оценен критикой.

Сергей Дягилев решил показать новый русский балет в Европе, и в 1909 году состоялся первый триумфальный Русский сезон дягилевской труппы в Париже. Задолго до приезда русских артистов в Париж, в городе появились афиши предстоящих гастролей: рисунок В.Серова – Анна Павлова, застывшая в арабеске в балете «Сильфиды». Первый «Русский сезон» Дягилева имел оглушительный успех. Его героями стали художники А.Бенуа и Л.Бакст, балетмейстер М.Фокин и артисты – А.Павлова, Т.Карсавина, В.Нижинский. Однако сотрудничество Анны Павловой и Сергея Дягилева было не долгим, их пути разошлись, и уже в следующем «Русском сезоне» 1910 года Павлова участия не принимала.

Она организовала свою собственную балетную труппу, с которой гастролировала по всему миру, добираясь до таких отдаленных уголков земного шара, где до этого, в буквальном смысле слова, никогда не ступала нога балетного артиста. Во многих странах Азии, Латинской Америки национальный балетный театр начался с гастролей Анны Павловой. Многие исследователи ее творчества и мемуаристы пытались объяснить ее непреодолимую тягу к странствиям по миру, она ощущала себя миссионером классического танца, хотя никогда не говорила об этом впрямую, ее не смущали ни тяготы путешествий с труппой, музыкантами, костюмами, декорациями, реквизитом, ни выступления в условиях, не пригодных для танца – на маленьких и неудобных сценах. Вихрь танца, словно виллису в «Жизели», увлекал ее в стремительном движении все дальше и дальше…

Основу репертуара ее сравнительно небольшой труппы составляли одноактные балеты и концертные номера, многие из которых она поставила сама. Несовершенная киносъемка не в состоянии передать завораживающей прелести ее уникального искусства. Анна Павлова танцует хореографические миниатюры «Осенние листья», «Бабочка», «Цветок» и, конечно, свой самый любимый номер «Умирающий лебедь»… Удивительна судьба этого хореографического шедевра: балетмейстер Михаил Фокин придумал и поставил эту миниатюру на музыку Сен-Санса всего за несколько минут для благотворительного концерта! Он показывал в репетиционном зале движения гибнущей, но стремящейся победить смерть, птицы, Анна Павлова повторяла за ним… «Умирающий лебедь» она включала во все свои программы, и кто бы ни были зрители – искушенные балетоманы или впервые увидевшие балет простые люди – этот номер в ее исполнении, по многочисленным воспоминаниям, всегда потрясал публику. В парке лондонского дома Павловой жили лебеди, с которыми она любила проводить время – разговаривала, гуляла. Сохранились фотографии - Анна Павлова обнимает своего любимца, лебедя Дика. Ее последними словами перед смертью были: «Приготовьте мне костюм Лебедя»…

…Балет в отличие от литературы, живописи, музыки, искусство хрупкое, сиюминутное, существующее только «здесь и сейчас». Искусство Анны Павловой завораживало и увлекало. И время оказалось не властно над ним. Казалось бы, классический танец – пируэты, батманы, плие, па-де-буре – все хорошо известно, но гениальная Павлова могла выразить живое чувство, прихотливую смену настроений, игру фантазии при помощи балетных па. И сколько бы ни размышляли над секретами ее исполнения, загадками и тайнами ее искусства, они остаются неразгаданными…

В программе «Жизнь и легенда» (12 февраля, 16:00) которая будет показана на телеканале «Культура» к 125-летию со дня рождения Анны Павловой, в частности, речь пойдет о знаменитом хореографическом шедевре - «Умирающий лебедь». Его исполняли многие выдающиеся балерины – Галина Уланова, Майя Плисецкая, Иветт Шовире, Галина Мезенцева, Нина Ананиашвили, и каждая исполнительница вносила в этот образ свои выразительные краски… О преемственности в искусстве, о своем «Умирающем лебеде» расскажет в программе прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. В программу вошли фрагменты документального фильма «Бессмертный лебедь» (Англия,1935 год), номер «Анна Павлова и Чекетти» (хореограф Д.Ноймайер) в исполнении У.Лопаткиной и В.Баранова.

К 125-летию со дня рождения великой балерины на телеканале «Культура» - художественный фильм «Анна Павлова» (12 февраля, 16:25). Режиссер Э.Лотяну. В ролях: Г. Беляева, Л. Булдакова, Т. Хярм, С. Шакуров, В. Ларионов, Д. Фокс, Ж. Дебари, Г. Димитриу, Д. Мюррей, С. Тома, Н. Фатеева. Лента удостоена главного приза за лучший совместный фильм и приза за значительный вклад в киноискусство на МКФ в Оксфорде, 1984 г.
11:28
887
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X