Школьная близорукость

Современная школа приносит нам, родителям, много радостных моментов. Наши дети учатся математике, иностранным языкам, они танцуют, поют, усваивают правила этикета и общения. Но часто, когда ребенка поглощает водоворот будней, можно заметить, что юный ученик начинает быстро уставать, терять любопытство к любимым занятиям. А после посещения врача-офтальмолога звучит неутешительный диагноз: "школьная близорукость"...
Современная школа приносит нам, родителям, много радостных моментов. Наши дети учатся математике, иностранным языкам, они танцуют, поют, усваивают правила этикета и общения. Но часто, когда ребенка поглощает водоворот будней, можно заметить, что юный ученик начинает быстро уставать, терять любопытство к любимым занятиям. А после посещения врача-офтальмолога звучит неутешительный диагноз: "школьная близорукость"...
Близорукость с первого класса
Именно это ожидает детей будущего. Такое впечатление возникает после ознакомления со статистикой. А она свидетельствует о постоянном росте нарушений зрения среди школьников.

Мало того, сегодня существует миопия даже у дошкольников. Такой проблемы десять лет тому назад не существовало вообще. Действительно, в школе, особенно среди старшеклассников, можно было встретить юношей и девушек в очках. Но, чтобы в детском садике или в первом классе - такого почти не было! В настоящее же время - 3% детей в первые годы учебы уже имеют нарушения зрения. К 3-4 классу этот показатель растет до 10%. В 7-8 классе он составляет 16%, а среди старшеклассников почти 20% страдают близорукостью.

Почему так помолодела проблема? Как ее предотвратить? Эти вопросы тревожат как специалистов-медиков, так и, конечно же, родителей.

Близорукость еще называют миопией
Это название возникло от греческих слов "мио" - смотреть прищурясь и "опсис" - взгляд, зрение. Действительно, если ребенок или взрослый с таким дефектом зрения снимет очки, то при взгляде вдаль его глаза сразу сощурятся.

В офтальмологии миопию различают врожденную или наследственную и приобретенную или школьную.
В норме при взгляде вдаль направления осей зрения обоих глаз почти параллельны, хрусталик плоский. Поэтому напряжение мышц глаз минимально. Чем ближе рассматривается точка или предмет, тем больше затрачивается на это мышечных усилий. Потому что для того, чтобы видеть на очень близком расстоянии, оба глаза придется сводить в одну точку. А для "наведения резкости" на близком расстоянии цилиарная мышца глаза вынуждена видоизменить форму хрусталика с плоской на утолщенную. Эта способность хрусталика изменять свою толщину называется аккомодацией. Вот так осуществляется подготовка глаз к процессу, скажем, чтения. Хорошо, если такое напряжение длится не большой промежуток времени. Но, к сожалению, у сегодняшних школьников тенденция наблюдается противоположная. Программы перегружены, школы занимаются в несколько смен, с чем связано разное освещение во время занятий. Что уже и говорить об увлечении детей телевидением, компьютерными играми и т.п. При таких условиях детский мозг вынужден самостоятельно искать путь к снятию перегрузок. И он не находит ничего лучшего, чем превратить глаз в близорукий. Для этого сетчатка отодвигается назад, продлевая глазное яблоко. Такая вынужденная перестройка глаза в известной мере облегчает функционирование аппарата аккомодации во время работы на близком расстоянии, но глаз уже плохо видит то, что происходит вдали. Вот здесь и возникает проблема очков, с помощью которых удается изменять фокусное расстояние таким образом, что далекие предметы становятся четко видимыми. Но только ношением очков напряжение глазных мышц достаточно не снимается, и впоследствии глаз удлиняется еще больше, а окулист со временем назначает очки с более мощными линзами. И часто происходит так, что, одев очки в дошкольном возрасте, человек уже "не снимает" их всю жизнь.

Синдром низкого наклона головы
Длительное время существовало мнение, что низкий наклон головы во время письма - явление вторичное, которое свидетельствует об ухудшении зрения. Но физиологи объясняют это совсем по-другому. Вспомните, как мы с вами реагируем на внезапную проблему, пусть это будет какое-нибудь препятствие, опасность или необычная для вас работа. Достаточно часто в эти моменты интуитивно пытаемся напрячься, "сжаться", сгруппироваться. Для наших шести или семилеток первая встреча с букварем, ручкой, карандашом является такой же трудностью, опасностью, неизвестностью. Поэтому, когда малыш впервые пытается писать, рисовать или читать, он также будто сжимается, низко наклоняя голову. От этого усилия даже язык высовывается наружу, и ребенок "ползает носом" по тетради или книге. И в этих ситуациях замечания учителя или родителей "Сядь ровно!" будут оставаться со стороны новоиспеченного школьника абсолютно без реакции. Ведь заставить сразу большое количество мелких мышц - глаз, рук, головы - работать "в унисон" (так утверждают физиологи) очень трудно, особенно для шестилеток. Это связано с тем, что центральная нервная система у ребенка дошкольного и раннего школьного возраста является еще незрелой.

Хорошо, если малыш работает в таком режиме не больше часа, но зачастую это повторяется по несколько часов подряд, да еще и ежедневно. Конечно же, такая нагрузка дает о себе знать, и впоследствии происходит снижение остроты зрения с формированием близорукости или миопии. Кроме этого, известно, что ее развитию содействуют наличие близорукости у родителей, особенно обоих, патология беременности у матери (недоношенность), заболевания детей, связанные с отклонением в системе соединительной ткани, сколиоз, плоскостопие, кариес зубов, а также отставание в физическом развитии, частые и хронические заболевания (особенно тонзиллит), малоподвижный образ жизни, склонность к избыточному чтению; несоблюдение гигиены зрения.

Еще раз о телевизоре
Сегодня "голубой экран" стал привычной "игрушкой" наших детей. Кино, мультфильмы, детские программы привлекают внимание малышей. По данным врачей-гигиенистов, дети дошкольного возраста смотрят телевизор от 30 минут до 1,5-2 часов ежедневно, то есть 10-14 часов в неделю!

Известно, что во время подвижных игр у малышей развиваются воображение, творческие способности, формируются полезные навыки общения с ровесниками. Поэтому возникает парадокс, что ребенок, сидя у телевизора, больше теряет в интеллектуальном развитии, чем приобретает.

Но наибольший вред наносит ваш "любимый" телевизор зрению. Постоянно мигающий экран перегружает несовершенный зрительный аппарат. Российские ученые исследовали также, что длительное зрительное сосредоточение на экране впоследствии приводит к появлению усталости, раздражительности, плаксивости, а иногда даже боли в животе.

Знакомая картина - ваш школьник заболел, и вы, не зная чем его занять, на целый день включаете телевизор - только бы малыш лежал в кровати. Вскоре же удивляетесь, почему ваш ребенок стал вялым, раздражительным, спит беспокойно. Вы объясняете все проявлениями болезни. В действительности это вина телевизора. Поэтому, любым "добром" необходимо пользоваться в разумных пределах.

Экспериментальными исследованиями было установлено, что зрение особенно напрягается, если дети сидят слишком близко к экрану. Самым оптимальным считается расстояние не ближе 1,5-2 м и не дальше 5-5,5 м. Желательно, чтобы телевизор был установлен на уровне глаз или немножко ниже. Таким положением вы одновременно уменьшаете опасность действия излучения от трубки телевизора.

Не рекомендуется смотреть телепередачи в полной темноте. При таких условиях глаза устают очень быстро. Лучше всего включить верхний свет или же боковой, который не находится в поле зрения и не отражается на экране. Днем смотреть программы нужно в незатемненной комнате и только в солнечные дни зашторивать окна. Дело в том, что яркий солнечный свет, падая на экран, значительно уменьшает контрастность изображения, а это ухудшает видимость и вынуждает напрягать зрение. То же происходит, если изображение на экране нечетко, недостаточно контрастно. Поэтому пользуйтесь исправными телевизорами. Выберите для ребенка постоянное место у телевизора, где бы он мог сидеть свободно и удобно.

Как уберечь глаза с детства
Современные школы построены с учетом гигиенических норм, необходимых для сохранения остроты зрения ребенка. Но значительную часть дня дети, особенно младшего дошкольного возраста, проводят дома. Поэтому, прежде всего, нужно обеспечить ежедневное хотя бы двухчасовое пребывание сына или дочери на свежем воздухе (зимой не меньше одного часа). Во время выполнения домашних заданий обязательными являются десятиминутные перерывы через каждых 35-40 минут. Просмотр телепередач позволяется на протяжении 30-45 минут в день 2-3 раза в неделю. Расстояние до экрана должно составлять не меньше трех метров.

Правильная поза ребенка во время выполнения домашних заданий обеспечивает нужное расстояние от глаз до книги или тетради. При хорошей остроте зрения это расстояние составляет 30-35 см. С целью улучшения условий зрительного труда и уменьшения наклона головы, в школах используют парты с небольшим наклоном. В домашних условиях необходимо применять подставки для книг. Способствуют правильной позе ребенка во время выполнения домашних заданий и соответственно подобранная мебель. Но часто родители больше беспокоятся о стиле квартиры, а не о создании для детей благоприятных условий для игры и занятий.

Оптимальным для подготовки уроков является дневной свет. В наше время выполнение этого требования является не всегда возможным, так как дети учатся в школе в две смены. Поэтому большое значение имеет освещение в вечернее время. Лучше всего, когда для освещения используется люминесцентная лампа. Домашние задания хорошо выполнять за столом с настольной лампой с непрозрачным абажуром и электрической лампочкой мощностью не меньше 60 Вт. Лампа должна стоять с левой стороны (поскольку при этом не будет тени от руки) и на таком расстоянии, чтобы тепло от нее не грело голову ребенка.

Если же вы замечаете первые признаки ухудшения зрения у малыша, посетите детского окулиста. Его советы будут своевременными, и зрение можно возобновить. И еще: очки - это совсем не страшно! Не говорите своим детям, что им в очках некрасиво, не угрожайте и не принуждайте "Не снимай, потому что ослепнешь!". Лучше найдите какой-нибудь красивый журнал или каталог, и посмотрите вместе - какие красивые и модные мальчики и девочки в очках! Любите своих детей и заботьтесь о них!

Могут ли сколиоз, плоскостопие и кариес повлиять на ухудшение зрения у ребенка
Как ни странно, но ученые доказали, что эти заболевания, да и много других влияют на остроту зрения. Состояние глаз зависит от общего физического развития ребенка. А плоскостопие и сколиоз, как правило, появляются на фоне нарушений опорно-двигательного аппарата, мышечной гипотонии. Снижается тонус не только мышц ног, спины, но и глаз. Наблюдается даже такая закономерность: чем ниже уровень физического развития ребенка, тем выше степень близорукости.

Достаточно важную роль в появлении близорукости играет нарушение обмена кальция у ребенка. Снижение содержания этого микроэлемента приводит к ухудшению зрения.
Кариес становится также одним из проявлений нарушения кальциевого обмена. Можно даже сказать, что близорукость, кариес, сколиоз и плоскостопие - это проявления измененного метаболизма кальция у ребенка. Поэтому лучше всего эту проблему решать, обследовав ребенка и у окулиста, и обязательно у педиатра.
http://kinder-omsk.ru
19:40
1428
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X