Роман Груздев: «Уровень воды, скажем так, слишком высокий – оттолкнуться можешь, но не всплывешь»

Директор ярославской лизинговой компании « ООО "ИНВЕСТЛИЗИНГ" поделился соображениями о дне кризиса, изменениях в Налоговом кодексе и законодательных инициативах.


Роман Александрович, в принципе понятно, что в более выигрышной ситуации сегодня оказываются лизинговые компании при крупных и государственных банках. Может быть, существуют еще какие-либо критерии, обеспечивающие лизингодателям спокойную жизнь, или всё упирается в доступность ресурсов?

Вопрос ресурсов актуален всегда, но это – лишь одна сторона медали. Другая сторона медали – сложности, связанные не столько с новыми сделками, сколько со сделками, заключенными ранее. Если сегодня лизингополучатель начинает испытывать сложности с платежами в его адрес, соответственно, начинаются проблемы с перечислением средств лизинговым компаниям. Такие проблемы существуют у всех: у кого-то меньше, у кого-то – больше, но, в глобальном масштабе, банкротств лизинговых компаний не наблюдается, пока все справляются.

Справляются, но до какого момента могут справляться? Пока не закончатся перечисления лизингополучателей по уже совершенным сделкам?

Действительно, получаемые в данный момент платежи погашают уже взятые кредитные обязательства лизинговых компаний. Естественно, надо восстанавливать и наращивать «портфель», чтобы продолжать функционировать и получать прибыль. Ибо последствия могут быть плачевны.

Как Вы считаете, сейчас для банков независимые лизинговые компании стали все равны, или кому-то всё же будет отдаваться предпочтение с точки зрения истории взаимоотношений?

Безусловно, положительная кредитная история всегда имела эффект при принятии положительного решения о кредитовании. Однако сегодня одного этого фактора недостаточно, ведь в банке анализируют не только конкретную сделку, но и финансовое состояние, как лизинговой компании, так и потенциального лизингополучателя. Поэтому вопрос кредитной истории, на данный момент, является второстепенным, ибо реалии жизненные изменились.

Еще в начале 2008 года стали возникать ситуации, когда некоторые банки требовали поручительства лизингополучателей за лизинговые компании. Сейчас, наверное, это приобрело массовый характер?

Я считаю, это, по сути, неправильно. Не должно быть взаимосвязи между лизингополучателями и обязательствами лизинговых компаний. Ведь хозяйственная деятельность не подразумевает, что все сделки должны быть параллельны – кредитование, страхование имущества и так далее. Соответственно, если вдруг у лизинговой компании возникает кассовый разрыв, то, как и в любой другой отрасли, деньги с одного направления переключаются на другое направление. В итоге может сложиться ситуация, при которой клиент лизинговой компании перевел все платежи, но лизингодатель не рассчитался с банком, что спровоцирует конфликт банка с лизингополучателем, который не принесет ничего хорошего ни банку, ни лизинговой компании.

Почему такая ситуация вообще возникла? Банки гнались за увеличением кредитного портфеля?

Первая задача банка, как любой коммерческой структуры, это – заработать денег, что достигается через рост доходности кредитного портфеля. С другой стороны, вложенные деньги должны вернуться и вопрос рисков для банка всегда остро стоял. Поручительство же – один из механизмов, гарантирующих возврат денег.

В таком случае, что касается рисков… Может, и сам кризис является чем-то больше надуманным фактором? Банки видят, что пошла цепная реакция в мире, в России и не хотят «продешевить» - смотрят на действия своих коллег-конкурентов, ограничивают в ресурсах клиентов, чтобы сегодня не дать дешевле, чем можно было бы дать завтра?

Конкуренция между банками, конечно, существует, но говорить, что они сидят и чего-то выжидают, было бы, наверное, неправильно. Дело в чистой экономике – сегодня невозможно вкладывать деньги, если ты не понимаешь, как ситуация будет развиваться. Можно написать массу бизнес-планов, но необходимо делать поправку на реалии сегодняшнего дня, ведь элементарная проблема расчетов с контрагентами может поставить жирный крест на многих проектах. Соответственно, банки выдают кредиты под хорошо прогнозируемые проекты и ликвидные активы.

Таким образом, можно сказать, что кризис не от отсутствия ресурсов, а от неопределенности – что будет дальше?

Прежде всего, неопределенность. А во-вторых, скажем так, деньги «загадочным» образом исчезли из страны.

Неопределенность, денег нет, в экономике стагнация, но должно же это когда-то закончиться. Какие факторы помогут в определенный момент сказать: «Да, мы падали-падали и сейчас на дне, скоро от этого дна можно будет оттолкнуться и взлететь вверх»?

Сырьевая составляющая всё еще имеет доминирующее положение. Как минимум, должна вырасти цена на нефть. Как максимум, государство должно грамотно распределить деньги между финансовыми структурами, производителями. После этого можно будет говорить о том, что мы начинаем поступательное движение вперед. Соответственно, у банков будут более «дешевые» деньги, чтобы кредитовать, а заемщики будут готовы брать эти деньги. Поскольку сейчас далеко не многие предприятия имеют такую доходность, позволяющую, как минимум, отрабатывать существующие сегодня ставки, не говоря уже о получении какой-либо прибыли. Таким образом, пока реальных денег в экономике не будет, ни о каком «прыжке вверх» речи быть не может. Уровень воды, скажем так, слишком высокий – оттолкнуться можешь, но не всплывешь.
Получается, сегодня основная задача – сохранить то, что было достигнуто за прошедшие годы, распределять средства таким образом, чтобы хватало на выполнение текущих обязательств и делать инвестиции в, может быть, менее доходные, но надежные продукты.

С 1 января 2009 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ. Как выяснилось, далеко не все лизинговые компании были в курсе разработки и принятия соответствующего закона - что уж говорить о лизингополучателях. В чем суть принятых поправок и каким образом это влияет на осуществление сделок?

Суть заключается в сокращении перечня имущества, которое подлежит амортизации. Соответственно, в отношении имущества 1-3 амортизационных групп применение лизинга становится невозможным. Но на самом деле, всё это – рутина, различные изменения законодательства, осложняющие жизнь, происходят не менее раза в год: что-то убирают, какие-то коэффициенты меняют. В данном же случае, просто взяли и выкинули «из ускоренной амортизации» определенное количество имущества. Лизинговые компании вынуждены договариваться с клиентами об изменении сроков, коэффициентов, провести большой объем неприятной работы. В итоге, сузился рынок, за счет которого жили лизинговые компании - больше всего от таких нововведений пострадает лизинг легкового автотранспорта, поскольку, учитывая экономическую целесообразность, стало выгоднее взять кредит. Узкоспециализированным лизингодателям придется переключаться на другие сегменты, чтобы выжить.

Если что-то отобрали, должны, наверное, что-то и дать. Или не стоит ждать шагов навстречу от законодателей?

Шагов навстречу ждать не приходится, ситуация не та. Лизинг подразумевает абсолютно законную оптимизацию налогообложения предприятия. А государство сегодня остро испытывает дефицит бюджета и полагает, что бюджет надо пополнять всеми возможными способами, ведь национальные проекты, многочисленные стройки федерального масштаба требуют финансирования. Соответственно, государство заинтересовано в увеличении налоговых поступлений, поэтому для этого делается всё возможное, в том числе и ограничение преимуществ лизинга.

А что бы, в принципе, могло помочь развитию лизинга на данном этапе?

Законодательные инициативы, направленные на увеличение налоговых льгот, связанных с осуществлением лизингового финансирования.

В Европе лизинговые компании предоставляют не только финансирование, но и предоставляют другие услуги, например, открывают сервисные центры. Как Вы считаете, в России такая практика найдет применение?

В России это уже далеко не ново. Хотя это больше зависит от специфики компании. Если лизингодатель специализируется на автотранспорте, он договаривается с автосалонами, крупными производителями о скидках для клиента при покупке через лизинговую компанию, об услугах по страхованию, гарантийному обслуживанию. Вплоть до хранения зимних покрышек в летний период.

Может ли развитие сервисных программ дополнительно привлечь лизингополучателей, особенно, учитывая реалии сегодняшнего дня?

Сервисные программы – это лишь сопутствующие услуги, создающие дополнительные удобства. Конечно, кардинальным образом это не может ни на что повлиять, но, если человек хочет приобрести через лизинг машину, оборудование, его интересует сервис, который лизинговая компания может предложить. В таком случае, при прочих равных, наличие сервисных программ, безусловно, становится конкурентным преимуществом.

Как Вы считаете, с какими результатами должен завершиться 2009 год, чтобы 2 января 2010 года Вы были довольны?

Как минимум, не уйти с рынка и во второй половине 2009 года приблизиться к показателям прошлого года.

12:47
621
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X