В СПИБА обсудили тенденции международного налогообложения

Краткое содержание:
4 апреля на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета прошла научно-практическая конференция «Тенденции развития международного налогообложения в России».
Мероприятие, организованное Финансовым комитетом СПИБА совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом состоялось в рамках Российской Налоговой Недели и объединило в себе спикеров из числа членов Российского отделения Международной налоговой ассоциации, Палаты Налоговых Консультантов, преподавательского состава Санкт-Петербургского университета и представителей бизнеса: Виктор Мачехин, глава налоговой практики в России, Linklaters, вице-президент Рос-ИФА, Антон Кабаков, партнер, Forte Tax & Law, Елена Килинкарова, к.ю.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета, Сергей Сосновский, партнер, Пепеляев Групп, Сергей Овсянников, к.ю.н., доцент Санкт-Петербургского государственного университета, Ольга Воробьева, руководитель юридической практики, Emerging Markets Group, Кристина Токарева, президент Молодежного отделения Рос-ИФА, Александр Погорлецкий, д.э.н., профессор Санкт-Петербургского государственного университета.
Сегодня вопросы, связанные с взаимодействием государств и международного права, стоят особенно остро. Немаловажную роль в формировании и регулировании экономической составляющей государственной политики, в том числе и на международном уровне, отводится налоговому законодательству, которое призвано регулировать отношения между налоговыми органами и налогоплательщиком.
Несмотря на то, что Налоговый кодекс РФ предполагает право на определенную налоговую оптимизацию, очень часто налогоплательщики уходят за грани допустимого в надежде уменьшить налоговую нагрузку и используют различные схемы, создают конструкции, которые не предполагаются в рамках добросовестного поведения. Для борьбы с налоговыми злоупотреблениями созданы различные специальные и общие правила. Условно эти меры можно определить, как те, которые относятся к национальному и международному уровням регулирования. Однако применение этих правил вызывает множество споров в юридических кругах. Елена Килинкарова считает: «Бороться с налоговыми злоупотреблениями надо, но должна существовать система четко определенных мер. Нужна ясность, в какой ситуации, какую именно меру нужно применять». По мнению спикера, в правоприменительной практике наблюдается смешение классического содержания различных антиуклонительных правил, что наиболее ярко можно проследить на примере концепции «Фактического права на доход» (далее — ФПД). Согласно этому Федеральному закону от 24.11.2014 № 376-ФЗ, добиться пониженных налоговых ставок или вовсе освобождения от них, может только та иностранная организация, которая является «фактическим получателем» этого дохода, что должен учитывать российский налоговый агент. Цель этого правила — уменьшить злоупотребления при осуществлении трансграничных выплат дохода. Виктор Мачехин полагает, что концепции «фактического права на доход» сугубо национальные и международный опыт не может послужить для России примером в их усовершенствовании. «Если говорить о концепции ФПД как об универсальном инструменте, то я сторонник того, что можно применять такую концепцию к любым доходам, выплачиваемым из России. На мой взгляд, ФПД – это объективная категория, которая вытекает из элементов налогообложения», – отметил спикер.
Практикой применения ФПД как универсальным инструментом для борьбы с налоговыми схемами поделилась Ольга Воробьева. Она рассказала, как в реальных судебных делах происходит определение кондуитной деятельности компании, и как строится доказательная база отсутствия оной.
В своем выступлении, посвящённом применению Комментариев к Модельной конвенции ОЭСР в России, Кристина Токарева призвала к очень тонкому и грамотному их использованию. «Правовой статус комментариев необходимо определять в каждом случае индивидуально. В зависимости от набора имеющихся фактов дела, в одном случае мы будем иметь одни инструменты к применению, в другом случае – другие», – резюмировала Кристина Токарева.
Антон Кабаков рассказал про общие тренды, которые существуют сейчас в трансфертном ценообразовании, исходя из сложившейся мировой практики. По его мнению, вопрос трансфертного ценообразования сводится к тому что, как и с чем сравнивать. Существует пять методов для анализа, из которых выделяется один в качестве приоритетного – «метод сопоставимых рыночных цен». По закону налогоплательщик сам может выбирать метод, по которому будет сравнивать свои сделки, и не обязан его обосновывать, но часто это право игнорируется налоговыми органами.
«При случае применения любого метода, основанного на рентабельности, нужно очень детально обосновать свой выбор. Второе, на чем нужно заострить внимание – подбор сопоставимых компаний. Выбирать компании, которые не просто похожи по виду деятельности, а буквально являются братьями-близнецами того налогоплательщика, который готовит документацию по трансфертному ценообразованию», – рекомендует Антон Кабаков.
Не остался без внимания и вопрос переквалификации отношений. Сергей Овсянников указал на тенденцию расширения деятельности налоговых органов и судебной практики в части именно переквалификации экономических отношений с иностранным элементом и прежде всего компаний в целях налогообложения.
Еще одна актуальная тема сессии – автоматический обмен информацией в налоговых целях. Сергей Сосновский убеждён, что для эффективного функционирования такого обмена необходимо решить ряд проблем, основные из которых – технические и политические. Так, по состоянию на ноябрь 2018 года четыре страны оказались в списке отстающих, в том числе и Россия, которой предоставление информации было задержано по техническим причинам.
Завершилась конференция кратким, но очень содержательным выступлением Александра Погорлецкого «Налогообложение трансграничной электронной коммерции в России». Он акцентировал внимание на том, что налогообложение доходов и операций трансграничной электронной коммерции в России пока подчиняется в большей степени фискальным задачам, чем необходимости поддержки бизнеса. Также отметил прогрессивный характер взаимодействия России и зарубежных стран в данной сфере.
Подводя итоги, хочется отметить уникальность формата конференции не только по объему охваченных тем налогового права, но и по участникам. Диалог и обмен опытом между представителями академического сообщества и юридического бизнеса показал свою продуктивность. Важность мероприятия отметил и декан юридического факультета СПбГУ Сергей Белов: «Я рад, что такая обширная тема регулирования права на межгосударственном уровне стала предметом обсуждения нашего первого совместного мероприятия с Санкт-Петербургской Международной Бизнес-Ассоциацией». Он выразил надежду на то, что их сотрудничество с Ассоциацией не ограничится одной конференцией, а будет продолжаться и развиваться.
Информационный партнер СПИБА компания BC Communications

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Санкт-Петербургская Международная Бизнес-Ассоциация (СПИБА) — это независимая некоммерческая организация, объединяющая иностранные и российские компании, которые разделяют и поддерживают миссию и принципы ее деятельности. Миссия СПИБА — быть голосом бизнеса и оказывать содействие членам ассоциации в развитии бизнеса на Северо-Западе России посредством обмена информацией и опытом, открытого диалога с органами государственной власти и правительством, а также установления деловых контактов в неформальной дружеской атмосфере.
http://ru.spiba.ru/
BC Communications — коммуникационное агентство, созданное в Санкт-Петербурге в 2001 году. Оказывает полный спектр услуг в сфере маркетинговых коммуникаций. Основные направления деятельности — разработка и реализация стратегических коммуникационных кампаний, консалтинг в области маркетинговых коммуникаций, взаимодействие со СМИ, проведение деловых и специальных мероприятий, BTL. Компания является информационным партнером СПИБА, членом РАСО и АКОС. Обладатель сертификата профессиональной квалификации в области связей с общественностью, входит в Национальный рейтинг коммуникационных компаний РФ. BC Communications является обладателем отраслевых наград.

http://bccom.ru/

Источник:
https://lammin.org
14:22
286
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X