Ожидание и реальность на рынке МФО: оправдались ли прогнозы, сделанные в начале пандемии?

Ожидание и реальность на рынке МФО: оправдались ли прогнозы, сделанные в начале пандемии?
В самом начале первой волны пандемии многие аналитики делали прогнозы о том, каким будет развитие событий в различных отраслях экономики, включая рынок МФО. Микрокредитная организация Creditter изучила, насколько совпали ожидания и реальность игроков рынка.

Весной, в самом начале первой волны пандемии, многие аналитики делали прогнозы о том, каким будет развитие событий в различных отраслях экономики, включая рынок МФО. Микрокредитная организация Creditter изучила, насколько совпали ожидания и реальность игроков рынка; что прогнозировалось в марте-апреле и что получилось сейчас, в начале ноября, спустя более 7 месяцев пандемии; что оказалось мифом, а что реальностью.


ТОП-3 событий на рынке микрокредитования: взгляд изнутри


1. Переход из офлайна в онлайн. Прогноз подтвердился

Данная тенденция, которую предрекли еще в марте-апреле этого года, полностью подтвердилась. Еще весной игроки рынка прогнозировали, что пандемия переведет многие бизнесы в онлайн. Безусловно, это коснулось и рынка микрокредитования. Офлайн-точки продаж активно закрывались, и онлайн-МФО фиксировали переток клиентов. Так, по данным Creditter, в период с 28 марта по 1 июля 2020 года количество заявок на микрокредиты выросло на 22% (по сравнению с аналогичным периодом 2019 года). Тогда же, весной, аналитики компании Creditter прогнозировали, что часть новых клиентов все-таки вернется к привычному формату (это люди среднего и пенсионного возраста, которым важен именно личный контакт, непосредственный визит в МФО), а основная часть так и останется в онлайне. Прогноз подтвердился: более 75% клиентов, которые перешли в компанию из офлайн-точек других МФО, так и обслуживаются онлайн.

2. Пандемия – это «золотое» время для МФО. Прогноз не подтвердился

Данный прогноз не оправдался и является мифом применительно к добросовестным МФО. Мнение о том, что пандемия – это время расцвета онлайн-МФО, неоднократно высказывалось игроками и участниками в начале первой волны пандемии. Сейчас, спустя 7 месяцев и в разгар второй волны пандемии, можно сказать, что это нет так. Да, спрос на онлайн-займы в течение этого периода значительно вырос, так как многие офлайн-точки были вынуждены закрыться. Однако добросовестные онлайн-МФО, долго и стабильно работающие на рынке, не пребывали в эйфории, а, наоборот, были вынуждены пересмотреть свои риск-модели, более тщательно подходить к одобрению микрокредитов. Только консервативный подход помог многим компаниям остаться на плаву и не допустить серьезного роста просрочки.

Красноречивый пример. Если в апреле на рынке МФО действовало 1799 микрофинансовых организаций (МКК и МФК), то по данным ЦБ РФ на 10 ноября текущего года осталось уже только 1488 компаний. За 7 месяцев текущего года ЦБ закрыл более 300 МФО.

3. Уровень просрочки будет расти и бить максимумы. Прогноз подтвердился, но не для всех МФО

В конце лета бюро кредитных историй «Эквифакс» опубликовало данные: уровень просрочки среди российских заемщиков составил 44,8%, что стало абсолютным максимумом и превысило показатель 2019 года за тот же период на 10 п.п. Аналитики прогнозировали, что цифры будут расти и дальше. Для многих компаний, к сожалению, такая статистика подтвердилась. Однако данные онлайн-МКК Creditter говорят об обратном. Максимальный показатель просрочки у компании оказался вдвое ниже показателя по рынку и составил лишь 21%. Более того, компании удалось снизить максимальный уровень просрочки относительно показателя 2019 года более чем на 10 п.п. По данным компании на 1 ноября 2020 года уровень просрочки продолжает варьироваться от 8% до 21% в зависимости от региона.

Комментирует Фарида Валуева, исполнительный директор компании Creditter: «Подводя итоги этих непростых месяцев пандемии, пережив уже две волны, можно сказать, что «выживаемость» компаний зависела во многом от них самих, от выбранной ими стратегии. Можно было нарастить клиентский портфель за счет новых заемщиков, не меняя скоринг-модели, и затем получить рекордный уровень просрочки. Однако мы пошли иным путем, и я уверена, что именно поэтому наши показатели сейчас лучше рынка. Мы выбрали взвешенную, скорее даже консервативную стратегию развития. Было понятно, что гнаться за клиентами нецелесообразно. Компания временно и довольно серьезно сократила маркетинговые затраты, и весь этот комплекс мер позволил нам минимизировать количество должников и сохранить неплохие показатели».

12:27
10749
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
X
X